«В настоящее время эти песни, за смысл которых люди шли раньше на костры, поются устами наёмных людей, а христиане только слушают и восхищаются не смыслом их слов, а мелодией...» Архиерей. Иеромонах Тихон
Феномен христианского мученичества, как первых веков, так и последующих периодов гонений в разных странах и эпохах, на мой взгляд требует глубокого осмысления. Ведь очень часто здесь видят исключительно смерть за свои идеалы, принципы и убеждения, что по сути мало чем отличается от смерти «во славу революции», «во имя вождя-предводителя» или чего-то подобного.
Моё понимание мученичества полностью перевернуло знакомство с книгой отца Иоанна Мейендорфа о патристике, в которой он, описывая дух ранней Церкви и ее отношения к мученичества, пишет: «Своей смертью за нас Христос победил смерть, и поэтому смерть за веру, во имя Христово - свидетельство бессилия смерти». Именно свидетелями называет Церковь своих мучеников. Свидетели Царства Божьего, свидетели победы над смертью.
В своем письме к христианам Коринфа апостол Павел пишет: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). Воскресение Христа стало для нас возможностью преодолеть разделение с Богом, ведь смерть – это как раз следствие разрыва с Источником жизни. Христианские мученики явили свою веру всему миру и явили ее не тщетной, но действенной.
Готовность идти не просто на смерть, но на мучения могла родиться только из твердой уверенности в Воскресении и из полного доверия Богу. И эта вера со временем не претерпела сущностных изменений. Церковь смогла пронести ее в чистоте и истине с первых веков до наших дней. Это подтверждается тем, что притесняемые христиане последующих гонений (гонения были не только во времена Римской империи, но и с разной степенью жестокости и массовости возникали в разных странах на протяжении всей истории Церкви) с той же жертвенностью и уверенностью принимали крест мученичества, ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
(с) Записки услышавшего