Поговорим сегодня о том, как в Средневековье жилось хорошо.
Добро пожаловать в Средневековье. Время когда самой развитой наукой была кулинария, когда болезни лечили заговорами и амулетами, а продолжительность жизни взрослого человека состовляла 2-3 дня. Разумеется я утрирую, однако это недалеко от истины, но давайте обо всем по порядку.
Чума. Предпосылки и начало
В XIV веке произошло глобальное похолодание сменившего тёплый и влажный малый климатический оптимум VIII—XIII веков. Особенно резким было изменение климата в Евразии. Климат Европы стал не только холодным, но и неустойчивым; периоды повышенной влажности чередовались с засухой, в 1312—1322 годы погода стала холодной и влажной, ливневые дожди начиная с 1314 года на корню губили урожай, что привело к великому голоду 1315—1317 годов.
Помимо этого, по всей Европе шли войны. Все это привело к началу Черной смерти или Черного мора, пик которой пришёлся на 1346—1353 годы. По разным оценкам, от болезни погибло от 30 до 60 % населения Европы.
Произошло это во многом из-за того, что медицина в христианской Европе была в глубоком упадке. Развитию медицины препятствовала религия. Хирургия считалась слишком грязным ремеслом, которым церковные правила не разрешали заниматься священнику, даже имеющему медицинское образование. Талантливые медики постоянно рисковали попасть в поле зрения инквизиции.
Клирики по обыкновению толпятся у изголовья больных, из всех сил тщась доказать великую действенность своего вмешательства, воззвания к святым, реликвий, освященных свечей, обеден, милостыни, пожертвований и прочего благочестивого шарлатанства.
Случись врачу одержать победу над недугом, это приписывается заступничеству святых, обетам и молитвам клириков. Случись же ему умереть, виноваты в этом, конечно же, врачи.
Флагелланство
Для борьбы против чумы была создана секта флагеллантов, на добровольной основе, разумеется.
Весть об очередной катастрофе вызвала религиозный экстаз у городской толпы, старавшейся с помощью аскезы и умерщвления плоти добиться милости Создателя и прекратить голод и эпидемию.
Флагелланты проповедовали жесточайшую аскезу, отказываясь не только от интимных отношений с женщинами, но даже от разговоров с ними.
В качестве орудия они использовали плетку с тремя хвостами, снабжённую многочисленными узлами, на каждом из которых находились шипы в палец длиной, при ударе вонзавшиеся в плоть с такой силой, что «для извлечения их порой требовался дополнительный рывок». Придя в город, они, как правило, собирались в местной церкви, где, раздевшись до брэ (по пояс) совершали крестный ход с песнями и молитвами.
На самом деле движение флагеллантов уже существовало до «Черной смерти», однако именно в этот период оно достигло небывалого размаха.
Флагелланты создали свою собственную литературу — «лауды» (покаятельные песнопения), примитивные песни под народные мелодии. Лауды дошли до нас в сборниках — «лаудариях» (например, сборник «Урбинский лауд», в состав которого входит 72 лауды).
Флагиллантское движение существовало и на Руси. Так, например, св. Иринарх Ростовский избивал свое тело железной палкой, чтобы прогнать бесов. Считается, что движение флагеллантов могло послужить одним из поводов к возникновению русской секты хлыстов, но об этом как-нибудь в другой раз.
Остановить эпидемию религиозный фанатизм флагеллантов, конечно же, не мог, более того, известно, что именно они принесли с собой чуму в Страсбург, до того времени, ещё не затронутый мором.
Бьянки
Еще одними отчаянными воителями (а также и воительницами) с чумой были бьянки.
Секта религиозных фанатиков, которые также, как и флагелланты пытались остановить чуму подвигами во имя веры. Однако данная группа была менее радикальна, в отличие от тех же самых флагеллантов. Одетые в белое, со свечами и распятиями в руках, они двигались, распевая молитвы и псалмы, моля о «милосердии и мире», причём возглавляла собой процессию обязательно женщина, идущая между двумя маленькими детьми.
Бьянки требовали от первосвященника добровольно отказаться от престола, уступив его «нищему папе», с этим требованием их глава, называвший себя Иоанном Крестителем, отправился в Рим, где, по приказу папы, закончил жизнь на костре; эта же судьба ожидала второго руководителя секты, пытавшегося поднять восстание против Святого Престола. Секта была официально запрещена.
История создания этой секты вообще какая-то дурка.
По легенде, некий крестьянин повстречал в поле Христа, тот попросил у крестьянина хлеба, однако у крестьянина хлеба не было. Тогда Христос попросил посмотреть у него в сумке, где, к немалому удивлению её владельца, хлеб обнаружился.
Далее Христос отправил крестьянина к колодцу, чтобы размочить хлеб в воде. Крестьянин возразил, что колодцев в этой местности нет, но всё же подчинился, и колодец сам собой явился в названном месте.
Но возле колодца стояла Богородица; она отправила крестьянина обратно, приказав передать Христу, что «его матерь запрещает размачивать хлеб». Крестьянин выполнил поручение, на что Христос заметил, что «его матерь всегда на стороне грешников», и объяснил, что, если бы хлеб был размочен, погибло бы всё население Земли.
Но теперь он готов помиловать падших и просит размочить лишь треть хлеба, что поведёт за собой смерть трети населения христианского мира. Крестьянин выполнил приказ, после чего началась эпидемия, остановить которую можно, лишь одевшись в белое, молясь и предаваясь посту и покаянию.
Хореомания
На долю простого люда выпало немало испытаний: войны всех со всеми, чума, религиозные фанатики, голод, неурожай, природные катаклизмы. Так что сознание людей не выдержало, и вылилось это в виде массового психоза.
Люди просто начинали прыгать, кричать и совершать нелепые движения, напоминавшие собой некий неистовый танец, и танцевали они так пока не падали от истощения, после чего засыпали. Одержимые сбивались в толпы до нескольких тысяч человек. Бывало, что и простые зеваки присоединялись к пляшущей толпе, не в силах остановиться.
Психоз порой заканчивался, но иногда он продолжался в течение нескольких дней или даже недель. Одержимых кропили святой водой, бывало, когда иные средства были исчерпаны, городские власти нанимали музыкантов, чтобы те подыгрывали неистовой пляске и тем самым скорее доводили больных ею до изнеможения и сна.
Случаи такого рода известны были и до эпидемии Чёрной смерти, но, если ранее они были единичными, по окончании эпидемии, скачущие толпы насчитывали порой до нескольких тысяч человек.
Предполагается, что таким образом выплёскивались нервное потрясение и ужас, вызванные эпидемией. Хореомания свирепствовала в Европе в XIV—XV веках, а затем исчезла.