Очень важная составляющая в деятельности компании – подбор сотрудников. Советую всегда уделять этому особое внимание. Если вы как собственник или руководитель компании не в состоянии бывать на интервью с поступающими на работу новыми сотрудниками - вам нужно сделать следующее: назначить на место руководителя отдела персонала менеджера, которому доверяете. Не только как «бюрократу», который правильно заполняет формы и другую документацию, но человеку, который разделяем ваши взгляды на подбор сотрудников. Если не делаете этого – потом можете обвинять только себя. Поэтому, как вы заметили, в начале книги я уделил внимание процедуре поступления на работу. Новый сотрудник, приходя на работу, начинает присматриваться и «нюхать» атмосферу, в которой он оказался. Поверьте: если атмосфера «пахнет плесенью и болотом» у нового сотрудника не так много вариантов для выбора. Первый: он уйдет из компании, если не хочет «коптиться» и «квакать» в этом болоте. Уходят обычно интересные эффективные сотрудники, понимая, что нахождения в такой атмосфере смерти подобно для дальнейшего развития не только как профессионала, но, прежде всего, как человека. Второй: вы получаете еще одну «жабу», которая в лучшем случае будет «квакать» вместе со всеми. И «бить баклуши» тоже естественно со всеми. Такая жаба точно будет знать: за что хвалят, а за что ругают в этом «болоте» и не будет предпринимать никаких дополнительных усилий и уйдет от вас, как только найдет себе другое «болото» с более выгодными условиями. Эти мысли не являются ни для кого откровением. Об этом многие пишут, но немногие руководители действительно принимают какие-либо усилия для исправления атмосферы в своих компаниях. Их все пока устраивает: организационная структура выстроена, работает, есть «доверенные» люди, есть строгая дисциплина. Все как работает как машина. Зачем все это менять? Опыт показывает, что все это работает до поры до времени. Хотя трудно обвинять многих российских владельцев компаний в этом. Многие не загадывают более чем на 5 лет вперед в наше время. Дай бог, по их мнению, чтобы хотя бы в этот период времени все работало, как они настроили. А потом посмотрим. Я же говорю о компаниях, которые рождаются на долгие годы. В пример, как раз и можно поставить японский бизнес и японские компании. Не со всеми методами управления можно согласиться в японском бизнесе, но, очевидно одно: к своему японскому персоналу они относятся с уважением. Если вас приняли в компанию – о вас будут заботиться. Вам могут не понравиться методы и формы самой заботы, но это другой вопрос. Вас могут не понравиться принципы и правила продвижения в компании на различные должности, вы будете долго рассуждать: о причинах назначения на руководящие должности того или иного менеджера, но это как говорится уже другая история. Одним словом, если вы решили подать свое резюме для получения должности в японской компании и узнать секреты японского бизнеса – мой совет прочитайте немного о методах японского менеджмента (сейчас уже есть несколько интересных книг, в том числе на русском языке), о деловой культуре в Японии. Это вам поможет избежать некоторого культурного шока, чтобы понимать: с кем и в какой среде вам предстоит работать. Если вы готовы – добро пожаловать в мир японских компаний.