Недавно, читая попавшуюся на глаза статью о знаменитом актере XX века Иннокентии Смоктуновском, задумалась: почему с его именем в памяти ассоциируется, в первую очередь, образ Юрия Деточкина из кинофильма «Берегись автомобиля»? Поинтересовалась у коллег, какую роль в исполнении Смоктуновского они запомнили? Ответ был ожидаем: опять все тот же Деточкин. А ведь великий Смоктуновский гениально сыграл десятки ролей в театре и кино, снялся в 150 кинофильмах, получил Государственную премию РСФСР за блестяще сыгранную роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание». А мы, спустя десятилетия, вспоминая прославленного актера, все твердим про этот странный персонаж - Юрия Деточкина, «угонщика машин» и непримиримого борца за справедливость. Просто парадокс! Может быть, это потому, что поставил фильм «Берегись автомобиля» не менее талантливый режиссер Эльдар Рязанов. То есть две гениальности наложились одна на другую, и картина «выстрелила», подарив зрителям один из самых популярных образов советского кинематографа.
Но мало кто знает, что Рязанову пришлось изрядно потрудиться, чтобы, к тому времени, уже знаменитый и обласканный славой артист сыграл в его фильме. Работу над экранизацией повести «Берегись автомобиля», опубликованной в журнале «Молодая гвардия», ее авторы Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов начали в 1965г. Роль главного героя Деточкина вначале предложили Юрию Никулину. Но тот вынужден был отказаться из-за предстоящих цирковых гастролей в Японию. Затем решено было пригласить на роль Смоктуновского.
Иннокентий Михайлович почитал сценарий и дал предварительное согласие. Однако на пробы из Ленинграда в Москву приехать не мог – на тот момент он снимался сразу в двух фильмах «Первый посетитель» и «На одной планете», где играл Ленина. После ежедневных многочасовых съемок Смоктуновский к выходным валился с ног от усталости. А время поджимало. Тогда Эльдар Рязанов с помощниками сам выехал в Ленинград к Смоктуновскому. Пробы прошли «на ура»: вот он – настоящий Деточкин, и другого не надо.
Довольный Рязанов отбыл в Москву и занялся другими делами, связанными с подготовкой к съемкам фильма. И вдруг, как гром среди ясного неба, от Смоктуновского приходит отказ: мол, врачи настаивают на отдыхе, поэтому сниматься не могу. Шокированная съемочная группа спешно кинулась искать нового кандидата на главную роль. Претенденты сменяли один другого: на роль пробовались Александр Белявский, Леонид Куравлев, Олег Ефремов и другие знаменитости. Но никто не смог так виртуозно вдохнуть жизнь в образ Деточкина, как это сделал Смоктуновский.
И тогда режиссер решился «пойти на таран». Рязанов, теперь уже в одиночку, вновь отправился в Ленинград, а оттуда на такси отмахал еще сто километров до дачи Смоктуновского, где актер, укрывшись от всех и вся, отдыхал и восстанавливал здоровье.
Знаменитый хозяин дачи, не поверил своим глазам и на секунды потерял дар речи, когда увидел на пороге уставшего и мокрого от дождя Рязанова. Подкрепившись предложенной яичницей, Рязанов пошел в наступление: он настаивал, уговаривал, убеждал актера, всячески умасливал его, обещая даже перенести съемки и столицы в Ленинград. В ответ Смоктуновский стоял на своем: не могу! болен! устал! Между тем, часы шли. И в этом противостоянии двух характеров время сработало на неугомонного Рязанова. Под бешеным напором почти отчаявшегося режиссера «крепость пала» - Смоктуновский согласился на съемки. Но Рязанов на этом не успокоился. Дабы скрепить этот устный договор, так сказать, документально, он, на полном серьезе, потребовал от артиста расписку, где тот письменно подтверждает свое согласие на участие в фильме «Берегись автомобиля». Позднее Эльдар Рязанов в своих воспоминаниях о той поездке скажет: «Это был беспрецедентный случай - режиссер взял у актера расписку, что он будет сниматься!». Ну, что же! Оно того стоило! И правоту этого утверждения время уже неоднократно подтвердило.