ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКА ПРАВА
Новгородская судная грамота является памятником новгородского права середины XV в. Составление Новгородской судной грамоты (далее – НСГ) ученые относят к XIV–XV вв., называя при этом разные даты: 1385 г. (Л. Б. Черепнин), 1440 г. (Μ. М. Михайлов, Π. М. Мрочек-Дроздовский), 1446 г. (А. И. Филиппов, Б. М. Кончаков), 1456 г. (И. Д. Беляев) или просто середину XV в. (Μ. Ф. Владимирский-Буданов, В. И. Сергеевич). При этом многие исследователи пытаются разделить текст, выделить в нем более архаичные части и поздние приписки. Изучение НСГ затруднено тем, что она сохранилась в единственном списке 1471 г. в сборнике новгородских документов, составленном после первого взятия Великого Новгорода московскими войсками для государя всея Руси Ивана III. Список дефектен, отсутствует окончание памятника. Из-за всех этих обстоятельств текстологический анализ затруднен. По словам А. А. Зимина, единственное, что мы сегодня можем уверенно сказать – НСГ была составлена в XV в.
Первым исследователем, изучавшим НСГ, был Η. М. Карамзин, опубликовавший ее в 1819 г. Н. М. Карамзин обнаружил Грамоты среди летописей, хранившихся в Московской Синодальной Библиотеке. Впервые опубликованы Н. М. Карамзиным в 1819 году в примечаниях к 5-му тому «Истории государства Российского».В последующем она редактировалась и публикуется в единственной сохранившейся редакции 1471 г. В соответствии со сложившейся традицией грамота публикуется на языке оригинала с использованием современных букв. Разбивка грамоты на статьи проведена М.Ф. Владимирским-Будановым(всего грамота содержит 42 статьи, из которых последняя дошла до нас не в полном объеме.)
Юридические источники Новгородской судной грамоты — отдельные статьи Русской Правды (например, аналогичное привлечение “послухов” к судебному процессу), местное новгородское право более раннего происхождения, а также обычное право( так, в 33 статье упоминается древний обычай-”поле”).
СОСТАВ НОВГОРОДСКОЙ СУДНОЙ ГРАМОТЫ
- – описание полномочий судов архиепископа, посадника, наместника и тиунов великого князя (ст. 1–5, 9);
- – определение размеров судебных пошлин по разным делам и судебным ситуациям (ст. 6–8, 10);
- – правила действий истца (ст. 11–13);
- – правила крестоцелования и иных следственных и судебных процедур (ст. 14-18);
- – особенности и порядок процедуры судопроизводства по разным видам дел, использования послухов, описание процедуры судебного доклада (ст. 19–35);
- – особенности судопроизводства в отношении различных социальных категорий, описание роли различных лиц в суде (ст. 35–42).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО НОВГОРОДСКОЙ СУДНОЙ ГРАМОТЕ
Новгородская судная грамота упоминала государственную измену, каравшуюся смертной казнью. Известны преступления против судебных органов - тайный посул судье, насильственное вторжение в помещение судебного учреждения, оскорбление судебного должностного лица. Закон (ст. 6 Новгородской судной грамоты) особо говорил об оскорблении (оклеветании) посадника, тысяцкого или их судей.
Подробно определялись имущественные преступления; татьба (простая и квалифицированная, например, конокрадство или кража, совершенная в третий раз), разбой, грабеж, поджог, наход (разбой, про изведенный шайкой).
Наиболее серьезным преступлением против личности было убийство , В особый состав преступления выделялись отцеубийство и братоубийство. Закон устанавливал также ответственность за нанесение побоев оскорбление действием (например, вырывание бороды).
Виды наказаний. Наиболее тяжким наказанием, применявшимся за государственные и иные наиболее опасные преступления (поджог, конокрадство, кража в третий раз), была смертная казнь. Появление этого вида наказания - прямой результат обострения классовой борьбы. Второй вид наказания (чаще всего применяемый) - штрафы (денежные взыскания). Их размеры колебались в зависимости от тяжести преступления.
Система штрафов была сложной. Новгородская судная грамота говорила о штрафах в пользу князя и Великого Новгорода; о судебных пошлинах, шедших владыке, посаднику, тысяцкому и иному судье. Достаточно большие по размерам штрафы разоряли бедноту, городские низы и приводили их в кабалу к ростовщикам, боярам, купцам. Представление о размерах штрафов можно получить, ознакомившись с 10 статьей.
“А кто на ком поищет наезда, или грабежа в земном деле, ино судити наперед наезд и грабеж, а о земли после суд, а кого утяжут в наезде и в грабежи, ино взять великим князем и Великому Ноугороду на виноватом, на боярине пятдесят рублев, а на житьем двадцать рублев, а на молодцем десять рублев; а истцю убытки подоймет; а о земле суд, а не будет суда в Новегороде, а о наезде и о грабеже суд”
Можно заметить, что боярству- более привилегированной категории населения, устанавливались более высокие размеры штрафов. Некоторые ученые связывают это с именем Ивана III, который стремился таким образом подавить боярство в Новгороде, избавляясь от сепаратистских настроений республики. Другие ученые, выделяют, что совершение преступления боярином было более опасным для общества, поэтому штраф назначался соразмерный деянию. Это предположение свидетельствует о развитии буржуазного права (а не феодального, к которому часто приписывают Новгородскую судную грамоту.)
Телесные наказания законом, как правило, не предусматривались (но другие документы свидетельствуют об их применении в Новгороде).
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Судебный процесс был состязательным, основным доказательством признавались свидетельские показания, судебный поединок лишь кратко упоминался, присяга предусматривалась, но самостоятельным доказательством не считалась. Новгородская судная грамота является единственным законом средневековой Руси, который содержит целый ряд правил, направленных против судебной волокиты. Устанавливались чёткие сроки рассмотрения дел, представления документов, вызова свидетелей, исполнения приговоров и т.п., а также порядок действий в случае нарушения этих сроков. Предусматриваются особенности рассмотрения земельных и некоторых иных дел. Достаточно подробно регламентируется деятельность суда второй инстанции.
Судебными правами обладали все органы власти и управление: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский соверт, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (“братчины”). Судебными чинами были дьяки, приставы, “позовники”, писцы, межники, подверники и т. д.
Суд созывался в Новгороде три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам, а также организовывались выездные заседания по Новгородским городам. Дела в суде должны были решаться в определённый срок и регулярно докладываться архиепископу.Структурно суд делился на управы. Суд был церковным или княжеским, на котором соответственно присутствовал архиепископ или князь. Князь не мог вершить суд без посадника, последний же осуществлял суд вместе с княжеским наместником, которому предоставлялось право пересмотра дела. Судебное сотрудничество посадника и наместника выражалось в деятельности их уполномоченных — тиунов: последние, каждый в отдельности в присутствии представителей спорящих сторон (приставов) рассматривали дело, но не решали его окончательно.Споры церковного человека с мирянином разбирал городской судья вместе с наместником архиепископа. Княжеские люди судились городским и княжеским боярами на территории резиденции князя (городища), пересуд по этим делам осуществлял сам князь в присутствии посадника. На тысяцкого возлагалось руководство торговым судом и разбор дел полицейского характера (нарушение общественного порядка, мер и весов и т. п.), при участии посадника он разбирал споры новгородских и иноземных купцов.
Споры купцов, ремесленников рассматривали кооперативные общественные суды — суды старост и братчины.
Предварительно тяжущимся сторонам предлагалось нанять рассказчиков, которые пытались помирить истца и ответчика в досудебном порядке. Если примирение было достигнуто, выдавались судебные грамоты, которые обжалованию не подлежали и решение считалось окончательным. Если одна из сторон не согласилась на судебное примирение, созывался суд. Присутствовавший на суде приказчик «целовал крест» точно исполнять решение суда. Судебные издержки и пошлины оплачивала проигравшая сторона, которая могла обжаловать это решение в церковном суде.
Само дело начиналось, как правило, с подачи искового заявления. Но суд (в отличие от Русской Правды) должен был произвести расследование ("обыскать"). Этот термин понимался и в другом смысле, современном. Так, в случае обвинения в краже судебные приставы должны были произвести обыск у подозреваемого (установлена даже ответственность лица, препятствовавшего проведению обыска).
Есть понятие о выемке : изъятые вещи сдавались на хранение в суд.
На суд ответчика вызывал пристав вручением официальной повестки. В случае сопротивления применялся привод. Устанавливался и специальный порядок вызова в суд свидетелей через судебных агентов (ст. 23 Новгородской судной грамоты).После этого дело переносилось в высшую инстанцию для доклада (окончательного решения) или на пересуд (для пересмотра). В суде высшей инстанции заседали наместник и посадник с 10 присяжными (из бояр и житьих людей). Эти присяжные составляли постоянно действующую судебную коллегию докладчиков, регулярно собиравшуюся во дворе архиепископского дома.
Допускалось судебное представительство для защиты интересов женщин, монахов, увечных, стариков и малолетних. В законе нашло отражение стремление ограничить судебную волокиту. Так, ст. 28 Новгородской судной грамоты устанавливала срок два месяца для рассмотрения судебного спора о земле ("а болши дву месяць не волочити").
ИСТОРИОГРАФИЯ НОВГОРОДСКОЙ СУДНОЙ ГРАМОТЫ
Как уже упоминалось ранее, первым историком, обратившим внимание на Новгородскую судную грамоту, был Карамзин. В последующем этот правовой документ также был во внимании историков, многие из которых изучали данную грамоту в совокупности с Псковской судной грамотой, находили их сходства и различия.
Ознакомится с мнениями исследователей относительно Новгородской судной грамоты можно в следующих работах:
А.П. Куницын «Историческое изображение древнего судопроизводства в России» (разрешено цензурой в 1825 г., но издано только после смерти Куницына, в 1843 г.).
Беляев И.Д. “История русского законодательства.”;“Рассказы из русской истории : Кн. 2: История Новгорода Великого от древнейших времен до падения.” 1864.
Дювернуа Н.Л. “Источники права и суд в древней России. Опыты по истории русского гражданского права “1869.
Черепнин Л. В. “Русские феодальные архивы XIV—XV вв.” , 1948.
Зимин A.A. “Историко-правовой обзор // Памятники русского права” 1953. Владимирский-Буданов М.Ф. “Обзор истории русского права”, 1995.
Значение Новгородской судной грамоты нельзя переоценить. Оно состоит в том, что Новгородская судная грамота послужила одним из источников Белозерской уставной грамоты (1488) и Судебника (1497).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Исаев И.А. История государства и права России
Мотревич В.П., Смыкалин А.С. История отечественного государства и права
Новгородская судная грамота.
Законодательство и правосудие Древней Руси (Х-первая половина XVI в.): монография / Отв.ред. С.А. Колунтаев, В.М. Сырых.
Владимирский-Буданов М.Ф. “Обзор истории русского права”
Русская правда.
Черепнин Л. В. “Русские феодальные архивы XIV—XV вв.”