Вы пишете фантастические рассказы? А будущее предсказываете? Скажете, что ничего общего? Ерунда! Можно привести массу примеров, где это хорошо сочетается. Фантастика (с древнегреческого – искусство воображать) – жанр художественной литературы, где нет рамок и ограничений для полёта мысли, где фантазии становятся реальностью. Современная фантастика многогранна и включает в себя большое количество жанров, но нас интересует именно научная фантастика, где произведения базируются на фантастических допущениях в области науки и техники. Авторы стараются приподнять завесу над тайнами времени и мироздания, пытаются предупредить будущие поколения о таящихся угрозах. Как часто созданное силой их воображения по прошествии лет или веков претворяется в жизнь? Что это, простое совпадение, хорошая профессиональная подготовка в определённой области науки или дар предвидения? Признают ли учёные вклад фантастов в развитие науки? Чтобы ответить на эти вопросы надо пройтись по пути истории, познакомиться с самыми выдающимися авторами и узнать их предсказания.
Вы читали книгу «Путешествие Гулливера»? В ней Джонатан Свифт (1667–1745) впервые упомянул геометрическое моделирование (аналог 3D), мыслящую машину и два спутника Марса, открытые только в XIX веке. Не верится, что в 1726 году можно было просто догадываться о таких вещах!
Благодаря Сирано де Бержераку(1619–1655) и его произведению «Иной свет», мы уже в 1657 побывали на Луне («Государства и империи Луны»), а в 1662 на самом Солнце («Государства и империи Солнца»). Раньше других смогли узнать основные принципы термодинамики (правда, в достаточно архаичной форме), теорию распространения звука и приборы для их записи и воспроизведения! Вот как автор описывает прообраз современного радиоприёмника: «Открыв футляр, я нашёл нечто металлическое, напоминающее наши стенные часы, наполненные мелкими пружинками, крошечными механизмами. Это действительно книга, но чудесная книга, которая не имеет страниц и букв… Если кто-либо захочет прочесть эту книгу, то машина напрягается всеми своими крошечными нервами, затем читатель поворачивает стрелку на ту главу, которую он хочет услышать, и в этот момент машина начинает говорить как бы человеческим ртом или как музыкальный инструмент, издавая самые разнообразные звуки». Думаю очень похоже, я бы и сейчас справилась с задачей описания радиоприёмника намного хуже.
Стоит отметить ещё один интересный факт, Сирано упоминает об огромных светящихся городах, передвигающихся по лунной поверхности со средней скоростью около 30 километров в час. Казалось бы, полная ерунда, а в настоящее время учёные-астрологи фиксируют неоднократные перемещения неидентифицированных источников света. Иногда то, что не может быть никогда, превращается в реальность!
Знаете, кто первый придумал и подробно описал автомобиль, факс и электрический стул? Жюль Верн (1828–1905) в книге «Париж в XХ веке» (1863). Издатель его разгулу фантазии не обрадовался, вернул рукопись, обозвав идиотом. Хорошо, что Жюль Верн не относился к слабонервным авторам и не отказался от намеченного новаторского пути. В 1865 году вышел роман «С Земли на Луну», где путешественники полетели на ракете, стартовавшей из пусковой установки во Флориде, неподалёку от мыса Канаверал, они парили в невесомости, использовали антиперегрузочный гидравлический бак и успешно прилунились. Интересно, что писатель не только указал место будущего старта ракеты, но и начальную скорость, необходимую для того, чтобы преодолеть земное притяжение. Знаменитый роман «20000 лье под водой» (1870) – про бесстрашного капитана Немо, не предсказал появление подводной лодки, так как эксперименты по их созданию начались за 60 лет до этого, но описал интересный и в будущем осуществлённый способ высоковольтной защиты корпуса корабля.
Одним из авторов-провидцев, наиболее сильно поразивших меня, стал Герберт Уэллс (1866–1946). В романе «Война миров» (1898) он описал тепловой луч – прообраз современного лазера, идею доставки питательных веществ непосредственно в кровь, и даже разработал концепцию ведения биологической войны. В книге «Война в воздухе» (1907) Уэллс нарисовал жуткую картину будущего, казавшегося тогда нереальным: «Воздушные корабли носились всюду, бросая бомбы. А внизу происходили экономические катастрофы, голодающее, безработное население восставало. Целые округи и города, вследствие затруднений в транспорте съестных припасов, были переполнены голодающими… Это вызывало правительственные кризисы и осадное положение, временные правительства, советы и революционные комитеты, и все эти организации – ставили своей задачей всё снова вооружать и вооружать население… Деньги исчезли, запрятанные в погребах, ямах, стенах домов и всевозможных тайниках. Остались только обесцененные бумажки. Вместе с исчезновением денег – настал конец торговле и промышленности». Сейчас его слова не кажутся дикими, лишь горько становится на душе от воспоминаний и ощущения, что описанный сценарий ещё не раз станет реальностью на нашей планете.
В книге Герберта Уэллса «Когда спящий проснётся» (1899) существуют эскалаторы, электростанции, а в небе летает огромное количество аэропланов – пассажирских и боевых. Прямо как в сейчас, правда? Данный роман является одной из первых книг о футуристическом мире, а также одной из первых антиутопий.
Вообще, Уэллс много внимания уделял размышлениям не только о развитии технологии, дающих блага прогресса, но и их обратной стороне. В романе «Освобождённый мир» (1914) он описал двигатель, работающий на атомной реакции, и нарисовал мрачную перспективу атомной войны.
Следующие авторы, возможно, не так известны, но их предсказания автоматизированных систем управления, телевизора, роботов определённо стоят внимания. Александр Богданов в романе "Красная звезда" (1908) рассказал о русском революционере, полетевшем на планету Марс в межпланетном корабле, имеющем на борту вычислительные устройства, управляющие им в свободном полёте. Эдвард Форстер в антиутопии «Машина останавливается» (1909) впервые в истории высказал идею дистанционного оказания практической медицинской помощи (сейчас это называется телемедицина), описал прообраз телевизора и компьютерного монитора: кинематофот – экран, на котором видны транслируемые изображения. Именно он предсказал появление Интернета, видеоконференций и социальных сетей. Чешский писатель Карел Чапек в 1921 году опубликовал пьесу «РУР – Россумские универсальные роботы», где герои – биологические человекоподобные автоматы, названы роботами. Четверть века спустя, когда появилась кибернетика, учёные заимствовали придуманный фантастом термин для определения механических подобий людей.
По количеству представленных новинок будущего, во многом ставшими реальностью, удивителен роман «Ральф 124С 41+» (1911-1912) американского изобретателя, бизнесмена, редактора и писателя Хьюго Гернсбека (1884–1967), основателя первого в мире журнала научной фантастики «Amazing Storie». По замыслу автора «124С 41» должно было читаться как «one-to-fore-see for-all» – «тот, кто предвидит для всех». В данном романе описан электронный переводчик с одного языка на другой, факс (телаутограф), рассылка новостей, робот-чистильщик «моет» окна посредством электростатического воздействия на грязь и пыль, скейты с двигателями и многое другое.
Мой любимый советский автор-фантаст, книгами которого я зачитывалась в детстве и юности, может и не предсказывал ничего конкретного, но его произведения окрыляют, говорят, что нет ничего невозможного, зовут окунуться в будущее науки и техники. Многие учёные последовали его зову и сделали впечатляющее количество открытий в трансплантологии, биохимии и генетике. Догадались о ком я? Конечно, Александр Беляев (1884–1942). В книге «Звезда КЭЦ» (1936) он изобразил прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» (1928) и «Голове профессора Доуэля» (1925) показал чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» (1928) – достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением данных размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в чуждые ему среды обитания: океан («Человек-амфибия») и воздух («Ариэль»).
Стоит упомянуть, что важную для компьютеров деталь – винчестер, придумал фантаст Эдвард Смит (1890–1965) в книге «Трипланетие» (1934). Спустя 25 лет его идея была реализована. Кроме того, он описал картограф – небольшое устройство, записывающее маршрут движения – аналог современной GPS-навигации.
Роберт Хайнлайн(1907–1988) подарил миру множество замечательных фантастических романов с огромным количеством предсказаний. В повести «Ковентри» (1940) изображены бластер, восстановительная комната (где человек может зарядиться новой энергией) и воздушная сушилка (через 8 лет появляется на прилавках магазинов). В этой же книге фигурируют вездеходы и транспортные средства на солнечной энергии, защитное силовое поле. В книге «Дороги должны катиться» (1940) мы читаем о гироскопическом одноколесном велосипеде (тамблебаг) – прообразе современного самоката "Seagway", о катящейся дороге (общественный транспорт). В романе «Уолдо» (1942) имеются описания дистанционного управления механизмом через оператора. Кроме того, фантаст предугадал появление аудио-реле и пальчиковых часов («Кукловоды», 1951); спидтока (искусственный язык на простых звуках и сокращениях слов, благодаря чему достигается невероятная скорость общения), звукоанализатора и карманного мобильного телефона («Назначение в вечность», 1953); универсальный словарь (дедушка электронного словаря) и портативный вертолет («Звездный зверь», 1954); микроволновой печи, поисковых систем в Интернете, водяного матраса и многое другое. Позже Хайнлайн предрек появление ракеты на водородном топливе, придумал прообраз чертежной компьютерной программы AutoCad.
Продолжая тему технических новинок, но сдвигаясь в область биотехнологии и знаменитых трех законов роботехники, вспоминаем замечательного американского фантаста Айзека Азимова(1920–1992). Кстати, а всем ли известно, что Азимов – эмигрант из СССР и по профессии биохимик? В романе «Основание и Империя» (1952) он говорит об атомных наручных часах и саморазогревающихся консервах, в «Основании» (1951) появляются счетная клавиатура (бабушка карманного калькулятора), проездной билет в виде кредитки, в «Хомо сол» (1972) вводится термин «гуманоид».
Перечисленные выше сбывшиеся прогнозы и описания вещей будущего впечатляют и будоражат воображение, но имя самого удачливого фантаста-предсказателя еще не названо. Именно этот автор еще в 1945 году описал в статье «Внеземные ретрансляторы» глобальную систему связи на базе геостационарных спутников, по-сути прообраз Интернета, за двенадцать лет до запуска первого спутника Земли! Более того, он предположил, что спутник, размещённый на круговой экваториальной орбите, на высоте 35803 км над землей будет иметь период обращения вокруг земли 24 часа – подобные спутники применяются сейчас во всем мире для ретрансляции ТВ сигнала. В честь писателя такую орбиту назвали «Поясом Кларка». А на страницах его романа «2001: Космическая Одиссея» (1968) появляется самый настоящий ноутбук. Вы уже, наверное, догадались, что я говорю о сэре Артуре Кларке (1917–2008).
Стоит также упомянуть вклад в будущее таких писателей-фантастов как Рей Бредбери, Иван Евремов, Филип К.Дик, Френк Херберт. В знаменитом романе Рея Бредбери«451° по Фаренгейту» (1953) есть компактный ушной передатчик (выполнял функции советчика и помощника), пневматический поезд на воздушной подушке, дверной замок, открывающийся при помощи отпечатков пальца хозяина, компактный плеер, ушной приемник, передававший последние новости и музыку. Иван Ефремов в романе «Сердце змеи» (1959) описал микрокибернетическое ставящее диагноз лечащее изнутри устройство, заглатываемое больными, также в ранних рассказах им было предсказано месторождение алмазов в Якутии. Филип К.Дик в произведение «Три стигмата Палмера Элдрича» (1964) рассказал нам о машине-психотерапевте, портативном кондиционере, в романе «Мир обратного времени» (1967) – об эмбриональном роботе. Возможно, это первая ссылка в фантастике на популярные сейчас нанотехнологии! Френк Хербертв романе «Дюна» (1965) написал о трехмерном проекторе, масляных линзах, которые сейчас используются в микроскопах, паракомпасе, учитывающем нестабильность магнитного поля планеты, стилсьюте — костюме для пустыни, снабженному фильтрующей системой, перерабатыващей отходы метаболизма тела, в результате чего очищенная влага готова к повторному использованию и многом другом, что нашло уже свое место в нашей реальности или найдет в будущем.
Несомненно, что писатели-фантасты прошлого были способны «предвидеть» будущее благодаря любопытству к научным открытиям, силе мысли, а может и удивительному дару. Скептики утверждают, что никакой мистики в исполнении предсказаний нет. Работает теория вероятности, и они просто попадают пальцем в небо при штудировании научной литературы. Данная позиция мне не близка, поэтому я обращаюсь к статистике, а именно к исследованиям Генриха Альтова (Альтшуллера). Из них следует, что около 80% из предложенных идей Александра Беляева, Жюля Верна, Герберта Уэллса уже сбылось (на 60-е годы прошлого века) или сбывается. По его данным, у Жюля Верна стало реальностью 98 из 108 прогнозов, у Уэллса из 86 верными оказались 77, а Александр Беляев сделал только 3 ошибки на 50 своих прогностических фантазий.
В настоящее время фантастом значительно сложнее увидеть будущее цивилизации, исходя из данных об очередном научном прорыве или техническом изобретении. Наука идет семимильными шагами вперед, и писатели просто не поспевают за учеными! Кроме того, в массе своей, современный автор-фантаст – гуманитарий, а не технарь, да даже, если имеет специальное образование, то построить достоверную картину при постоянно меняющихся условиях настоящего – большая сложность. Поэтому он или переносит действие своего произведения в очень далекое будущее (на сотни, а то и тысячи лет), либо за пределы Земли, а то и Солнечной системы, где есть место развернуться фантазии, или же уходит от научно-фантастического романа к социологической фантастике. Впрочем, и здесь все окрашено в мрачные тона – развитие технологий, извращение моральных догм, беспощадное эксплуатирование природы приводит к экологическим катастрофам, бегству с Земли и постройку нового мира. Будем надеяться, что мы, прочитав страшные прогнозы писателей-фантастов двадцать первого века, прислушаемся и сможем все исправить.