Я интернет-маркетолог, создаю и продвигаю сайты. Естественно, знаю все проблемы и потребности моих клиентов. После запуска сайта начинается новая, увлекательная страница в их жизни. Все ждут, что сейчас "зазвенит". Но звенит не сразу и не у всех, потому что сделать сайт это даже не пол и не четверть дела. Я даже не смогу оценить какая это доля, да и дело не в этом. Сайт -- часть системы. Без него система не работает, но и сам по себе сайт ничего не значит.
В первую очередь встает три вопроса:
1. Заниматься этим самому, найти специалиста или обратиться в агентство?
2. Через какие каналы продвигаться -- SEO, контекстная реклама, соцсети, sms-рассылки, e-mail-рассылки и т.д.?
3. Сколько надо тратить денег?
Ответ на первый вопрос зависит не только от бюджета. Заниматься продвижением самому, на мой взгляд, это как защищать себя в суде. Вообще можно, конечно... Но какой будет результат? А цена проигрыша будет высока. Поэтому заниматься "самолечением", крайне не советую. Сильно рискуете потерять время и деньги, а для бизнеса это главные ресурсы.
Агентство или частник? Ответа нет. Есть хорошие агентства и хорошие спецы. Есть плохие агентства и плохие спецы. Вы вполне можете получить тот же результат за меньшие деньги, если обратитесь напрямую к контекстологу, а не в агентство и, наоборот, можете заплатить немалые деньги "целой компании" и получить результат на уровне одиннадцатиклассника. В общем, рассматривайте оба варианта.
Что могу посоветовать лично я?
Во-первых, заключить договор. Это первый фильтр от недобросовестных подрядчиков. Они испугаются.
Во-вторых, можно попросить контакты клиентов, если они дали добро на то, чтобы их беспокоили. Или, например, самому связаться с компаниями, которые указаны в портфолио. Особенно с теми, которые значатся в портфолио, но не написали отзыв. Вполне возможно, что они просто поленились его написать, а может, и нет.. Возможно, и не захотели...
В-третьих, побольше пообщаться перед заказом. Например, я первым делом смотрю на то, как исполнитель озвучивает цену. Если говорит: "Это стоит столько-то, если так, то столько, если вот так, вот так и вот так, то столько". Это говорит о том, что человек ну уже определенный опыт имеет и хотя бы относительно честен. После того как ты озвучил определенный диапазон цен, то уже трудно будет обосновать накрутку в два раза. А вот когда начинается: "Нууууу, я не могу сразу сказать, надо смотреть, это надо на проект посмотреть, это надо от вас материалы получить, минимальный заказ столько-то, а вот что там у вас, ну это я не знаю" и т. д. и т.п. Все! Я дальше не разговариваю.
Что касается канала продвижения то здесь все еще сложнее. Я часто слышу: "контекст дорогой и плохо работает, надо идти в СЕО" или "СЕО -- это долго и ненадежно, идем в контекст" или "Поиском уже вообще никто не пользуется, все сидят в соцсетях".
На самом деле здесь много нюансов. Выбирать что-то одно неразумно и рискованно.
Во-первых, поведение пользователей сейчас такое, что омниканальность работает эффективнее. Нам приходится вылавливать человека везде: в поисковике, когда он хочет купить чайник; на сайтах, когда он читает про то, какой чайник лучше; в соцсетях, когда он смотрит обзоры чайников и читает отзывы. Нам надо постоянно напоминать, что вообще-то у нас самые лучшие чайники и мы не понимаем, как он до сих пор живет без нашего чайника. Я утрирую, конечно, но в целом это так)) Да и вообще, чтобы он нас банально не потерял среди сотен других сайтов, мы должны его ему показывать. Потому что с первого раза сейчас мало кто покупает и заказывает. А как он потом найдет ваш сайт, когда он с него ушел? Некоторые до сих пор думают, что кто-то будет запоминать адрес вашего сайта или сохранять в закладки. Второе теоретически, возможно, а первое точно нет.
Во-вторых, чтобы понять, что работает лучше, надо пробовать несколько вариантов. Может, конечно, и не все сразу, но поочередно.
В-третьих, если по каким-то причинам канал оборвется, то придется срочно наращивать другой, а сделать это быстро -- это всегда дорого.
Третий вопрос -- самый интересный. Money, money, money...
Слитый бюджет -- это боль и печаль многих рекламодателей. Во-первых, всегда надо помнить, что скупой платит дважды. Это я про экономию на услугах специалистов. Во-вторых, надо трижды подумать, прежде чем платить деньги. В-третьих, надо все рассчитать. Да, именно рассчитать. Сколько туда, а сколько сюда. Сколько мы можем получить, если вложим столько-то вот сюда и если вложим столько вот туда. И вот здесь нужна хотя бы консультация со специалистом, который может реально предположить, сколько вы потратите и сколько при этом сможете получить. Многие сливают деньги потому, что не знают, сколько они могут на самом деле получить при тех затратах, на которые они рассчитывают.
Вы можете думать так, вот я вложу 100 у.е. и получу 200. А на самом деле вам, чтобы получить свои у.е. обратно, надо вложить минимум 300. И вы должны знать это заранее. А вы вкладываете 100, толку нет. Вкладываете еще 100, толку нет. И все расстроились, плюнули и ушли грустить. А на самом деле недотянули, потому что не рассчитали сразу. Или вложили не туда. Поэтому сначала надо хотя бы проконсультироваться с интернет-маркетологом, чтобы понимать, что вокруг вообще происходит.
Сложно? Сложно. А бизнес -- вообще сложная штука. То, что компания может, вообще-то, не выдержать конкуренции и закрыться -- это суровая реальность. Но по моим наблюдениям многие в это как-то не верят. Им кажется, что если уж мы начали бизнес, то все мы круты и должны получать кучу золота просто по факту того, что мы уже есть.
Нет, коллеги. Так не получится. Уровень конкуренции растет, экономическая ситуация нестабильная, да еще и эпидемия прижала. Все это создает сложные условия для работы и естественный отбор будет жестоким. Выживет сильнейший...
На тему бизнеса и маркетинга я могу говорить, говорить и говорить, но надо как-то закругляться. Продолжим в следующий раз ;-)
Татьяна Плохута, ваш интернет-маркетолог.