Slaves & Masters - 14-й студийный альбом британской рок-группы Deep Purple. В продажу поступил в октябре 1990 года, выпускающий лейбл - RCA. Диск был записан с участием вокалиста Джо Линн Тёрнера, пришедшего на место Иэна Гиллана по предложению Ричи Блэкмора. Песня «Fortuneteller» на виниловом издании располагалась между «Fire in the basement» и «Truth Hurts». Кроме композиций, вошедших на виниловый выпуск, этот состав выпустил ещё две. Первая - «Slow Down Sister» (вышла на сингле «Love Conquers All»); вторая - «Fire, Ice and Dynamite», сочинённая для фильма в стиле экшн с одноимённым названием. Джон Лорд не участвовал в записи этой песни, партии клавишных исполнил Роджер Гловер.
В 1990 году темно-пурпурные наступили на те же грабли что и в середине семидесятых. Позади были уже два альбома после триумфального воссоединения "золотого состава" - он же Mark II - когда вокалист Ян Гиллан был приглашён на выход с вещами. Причиной, как и за шестнадцать лет до этого, стали разногласия между ним и Ричи Блэкмором, который никак не желал смириться с тем, что все решения в группе не принимаются им единолично. Выгнать вокалиста калибра Гиллана просто, а попробуйте такого найти!
Side 1:
1. King of Dreams (Blackmore, Turner, Glover) - 5:30
2. The Cut Runs Deep (Blackmore, Turner, Glover, Lord, Paice) - 5:42
3. Fire in the Basement (Blackmore, Turner, Glover, Lord, Paice) - 4:43
4. Fortuneteller (Blackmore, Turner, Glover, Lord, Paice) - 5:45
Side 2:
5. Truth Hurts (Blackmore, Turner, Glover) - 5:14
6. Love Conquers All (Blackmore, Turner, Glover, Lord) - 3:47
7. Breakfast in Bed (Blackmore, Turner, Glover) - 5:18
8. Too Much Is Not Enough (Turner, Bob Held, Al Greenwood) - 4:19
9. Wicked Ways (Blackmore, Turner, Glover, Lord, Paice) - 6:35
Записи Slaves And Masters предшествовал очередной внутренний раздрай. Иэн Гиллан и Ритчи Блэкмор, как кошка с собакой, не могли поладить друг с другом. Читая об их ссорах, невозможно сдержаться от изумления, как по-детски воевали друг с другом эти дяди, которым в 1989-м было обоим по 44! Высшей точкой кипения стал спор о том, в каком городе записывать очередной альбом.
Поскольку Ритчи и Роджер осели в то время в Нью-Йорке, Гиллан и предложил записываться в этом городе, но Лорд сразу раскритиковал эту идею. Другим вариантом был Лос-Анджелес, но на этот раз против был Ритчи. Как рассказывал позже Лорд: "Иэн и Ритчи настолько не ладят друг с другом, что бесполезно пытаться поселить их в одном городе, не говоря уже о том, чтобы объединить в одной группе." Последнее обсуждение места проведения записи вылилось в злобную перепалку, и Гиллан, окончательно разочаровавшись в Deep Purple обозвал всех "долбаными неудачниками" (звучало это еще грубее). Блэкмор молча вышел, за ним Лорд и менеджер. Как вспоминал Гиллан: "Остался Роджер, мой верный друг все эти годы. Он наклонился ко мне через стол, сцепил пальцы и, пристально посмотрев на меня, произнес: "Иэн, на этот раз ты переборщил."
Вскоре после того Гиллану позвонил менеджер и сообщил, что он уволен. Deep Purple опять, как 15 лет назад встала перед трудным выбором вокалиста. Если музыкальная пресса и фаны усиленно обсуждали кандидатуры Ковердейла и Дио, то группе даже в голову не приходило с ними связываться. Прослушивание прошли многие певцы высокого класса, среди которых были: Дуг Пинник из американской металлической группы King's X, Брайан Хау из Bad Company, вокалист в духе Ковердейла Кэл Суон из только распавшейся группы Lion, австралийцы Джимми Барнс (Cold Chisel) и Джон Фарнэм (Little River Band), Терри Брок (Strangeways)...
В конце концов, выбор пал на Джимми Джемисона, который был очень популярным в США фронтменом группы Survivor. Получив предложение, Джемисон, не задумываясь согласился - он был страстным фанатом Deep Purple и даже не мечтал участвовать в такой группе, да еще в таком составе! Deep Purple, в свою очередь, Джемисон устраивал больше всех других кандидатов, потому что он был знаменит больше остальных. У него за плечами было множество хитов, не вылезавших из американского эфира.
Все были довольны и, казалось вопрос был решен. Но тут все испортила записывающая компания группы Survivor и Джемисона - Scotti Brothers Records. Они ни за что не согласились отпускать певца. Интересно прокомментировал это Джон Лорд: "Если мы с кем-то и хотели работать, так это с Джимми Джемисоном, очень дружелюбным, очень спокойным и приятным парнем. Он был ярым фанатом Deep Purple и с радостью принял бы наше предложение. Но он слишком боялся своих менеджеров. Они были американцами итальянского происхождения, и этим все сказано." Джемисон не пошел на конфликт и остался в Survivor - группа переводится как "Выживший, уцелевший". По иронии судьбы, не прошло и года, как Survivor приказала долго жить...
В конце концов, Блэкмор предложил то, с чего можно было начинать - бывшего вокалиста его группы Rainbow Джо Линна Тёрнера. По словам Джона Лорда: "Ритчи сказал: "А может попробуем Джо Линна Тернера?" На что все ответили: "О нет! Только не Джо! Сколько можно!" Он же когда-то был в Rainbow, потом ушел, потом вернулся - прямо какой-то "певец по вызову". Но Джо согласился прийти на прослушивание, что меня удивило, и пел как ангел, просто превосходно!"
Уроженец итальянской семьи Джозеф Артур Марк Линкито, известный под артистическим именем Джо Линн Тернер, еще в школьной группе исполнял любимые песни Джимми Хендрикса, Free и Deep Purple. Джо был польщен, когда Блэкмор взял его в Rainbow, с которой он записался в трех альбомах (Difficult to Cure, Straight Between the Eyes, Bent Out of Shape). После распада Rainbow, Тернер вместе с бывшим клавишником Foreigner Элом Гринвудом и продюсером Queen и The Cars Роем Томасом Бейкером записал сольный альбом Rescue You (1985). В 1988 Тернер стал сотрудничать с известным шведским гитаристом Ингви Мальмстином. Они записали альбом Odyssey (1988) и поехали с ним в турне, причем как ни странно, даже советские власти разрешили дать концерт в Санкт-Петербурге, который тогда назывался Ленинград, где они записали концертный альбом Trial by Fire: Live in Leningrad (1988 г.).
По воспоминаниям Тернера: "Deep Purple позвонили мне и спросили: "Не хочешь прийти попеть с нами?... Я пришел... Purple были в полном сборе. Ритчи начал играть "Hey Joe" Хендрикса. Я сразу схватил микрофон, ни с кем ни поздоровавшись, и начал петь. Получился ужасно длинный джем. После этого начались знакомства, "дай пять" и все такое прочее."
Взяв Тернера, группа сразу же погрузилась в студийную работу. Однако после работы с Тернером, группа, особенно Блэкмор и Лорд, были очень недовольны выбором вокалиста. Когда Блэкмор давал интервью по поводу последнего состава Rainbow, он еще тогда отметил, что Тернер не очень-то подходил для такой музыки: "Джо - отличный певец, но он слишком мягок, чтобы петь рок-н-ролл."
Уже после записи Slaves and Masters Лорд жаловался: "Видение Джо не совпадало с нашим видением группы. Он хотел сделать из нее нечто, чем она не могла быть в принципе, а мы пытались обратить его в нечто, с чем он не мог справиться. Наш союз совершился не на небесах, а в аду, и этот ад вскоре превратился в жуткое пекло. Роджер приложил тогда титанические усилия, чтобы удержать нас вместе. Он проводил беседы то с Джо, то с нами, стараясь наладить музыкальный контакт. Но это оказалось просто невозможно".
Американская публика хорошо восприняла вокал Тернера, и группа предприняла турне по США. Однако посещаемость была настолько не на высоте, что вместо стадионов пришлось перейти на выступления по театрам, что впрочем тоже не привело к аншлагам. Неизвестно, что больше повлияло на полупустые залы на концертах Deep Purple 1990 года: то ли неприятие группы с новым голосом и новой программой, то ли очередная рецессия американской экономики.
Slaves and Masters же остается уникальным в дискографии Deep Purple, единственным альбомом состава Марк Пять с голосом Джо Линн Тернера. Некоторые критиковали Deep Purple за уклон в сторону ритчи-блэкморовской "Радуги" и даже придумал группе прозвище Deep Rainbow. Тем не менее, годы спустя Slaves and Masters уже стал исторической страницей, которую тоже хочется время от времени перечитывать. Для многих любителей это еще один, не лучший, но добротный альбом - у такой группы не бывает плохих альбомов.
Название "Рабы и хозяева" в наш компьютерный век конечно же не имело ничего общего с рабовладельческим строем. Давно известно, что словом Slave (раб) в технике принято называть ведомое устройство, подчиненное другому, а словом Master (хозяин), соответственно, ведущее устройство. В студии, где писался альбом использовались два 24-дорожечных магнитофона, один из которых был таким "хозяином", а другой - "рабом". И когда с ними совершали манипулирования, говорилось: "Перекрути пленку на "рабе" или "включи-ка "хозяина". Для выбора названия повесили доску, на которой каждый мог написать свое предложение. Выбор пал на "Рабы и хозяева".
БОНУС от Джо Линн Тернера.