Каждую неделю я вгрызаюсь в бизнес новой компании. Маленькой, средней или большой.
Это моя работа — я занимаюсь автоматизацией бизнесов.
Мой первый вопрос директору звучит так:
"Рассказывайте, в чем ваша проблема".
Как на приеме у доктора 😜
И это безумно интересный опыт. Ты видишь с другой стороны сотни бизнесов. Что у них хорошо, что плохо. Что получилось, а где много денег и времени улетает в трубу. Вот это я и обожаю в своей работе 😀
Постепенно у меня собрался список самых частых ошибок. С точки зрение бизнес-процессов, конечно же. Налоги и прочее мы не рассматриваем.
У малого бизнеса один набор проблем, у среднего — другой, а у крупного — третий. И они абсолютно не похожи на друг друга. Очень мало общих сложностей, как ни странно
Интересно?
Сегодня я расскажу о малом бизнесе.
🌱ТОП-5 организационных проблем малого бизнеса
Жесткая экономия денег на всем. Не могут купить хорошие сервисы, не могут обратиться в рекламное агентство с хорошей репутацией и т.д. и т.п.
Директор все делает своими руками, во всем разбирается сам. Тратит очень много времени на чужие задачи.
Вакансии маленьких компании самые скучные и неинтересные на свете. Что-то наподобие "В компанию требуется менеджер по продажам, чтобы продавать продукт компании. График с 08.00 до 17.00. Есть столовая. Зарплата 40 000 рублей" 🤣. Странно, что к ним не приходят крутые кандидаты, да?
Низкий боевой дух команды. Потому что еще нет тех, кто системно формирует этот дух. Когда смотришь на любого сотрудника, кажется, что он здесь случайно и ждет момента, когда это судно пойдет на дно и надо будет валить. Никто из них точно не связывает свою судьбу с этой компанией
Никакой системы обучения. Нет даже должностных инструкций. Новый сотрудник начинает понимать, как все работает на самом деле где-то через год. А не через 2 недели, как должно быть при нормальной системе обучения
Хорошая новость, что все эти проблемы (за исключением денег) легко решаемы квалифицированным специалистом. А именно:
Директор все делает своими руками
Директору надо научиться доверять, делегировать (см. мою предыдущую статью об этом) и описать процесс работы для каждой должности. У него появится куча свободного времени. Для чего? А для того, чтобы заниматься своим делом - думать, как растить бизнес. А не общаться с клиентами
Плохие вакансии
Написать хорошую вакансию - у меня на это уходит один день, учитывая ознакомление с компанией и всеми нюансами работы. Правда, если вы не умеете это делать, надо будет прочесть несколько книг и внимательно промониторить все вакансии конкурентов.
Хорошая вакансия - это то, что заставит человека мечтать работать у вас. Предпочесть вас другим 10 потенциальным работодателям. И тогда вы сможете выбирать лучших из лучших. А с кем еще строить большой бизнес, как не с ними?
Что называется, себя тоже нужно уметь продать и показать свои плюсы. Об этом подробно поговорю в отдельном посте.
Низкий боевой дух
Взвинтить боевой дух команды и сделать свою маленькую компанию компанией мечты очень просто. Надо только знать как.
Основные параметры боевого духа:
правильная материальная мотивация каждого сотрудника
открытость и прозрачность бизнеса
честность и справедливость руководства, корпоративы и совместные тусовки - обязательно. Да хотя бы пиццу в офис закажите в конце месяца!
общая цель в развитии компании. Зажечь ею всех. Показать выгоду от ее достижения. Постоянно ее транслировать. Показать каждому, как он может этому способствовать
своя философия избранности. Как у разработчиков Майкрософт, уверенных в своей элитарности.
и т.д. и т.п.
Не получается самостоятельно - пригласите того, кто умеет это делать. Или читайте мой блог. Об этом я тоже буду подробно писать периодически
И проблема с обучением тоже решается достаточно просто.
Сядьте и напишите пошаговое обучение на 3 дня. Распишите его по часам.
Приготовьте заранее все материалы и оборудуйте рабочие места.
Назначьте ответственного за обучение. Он должен быть постоянно на связи с сотрудниками. И постоянно спрашивать, все ли им понятно. И проверять их. То есть у него должна быть на это мотивация.
Помните, обучение на первых трех днях не заканчивается. Первый месяц должен быть расписан по дням. И стажерский срок стоит держать 3 месяца. Подробнее о том, как организовывать систему обучения нового продажника я расскажу в отдельном посте, или даже серии постов - тема очень большая.
Проблема денег
Сделаете предыдущие 4 пункта и проблема денег начнет решаться гораздо легче! Наймете хороших сотрудников, сделаете, чтобы они быстро стартовали и хорошо работали)
Будет полезно? Какие из этих проблема малого бизнеса есть у вас? Будет круто, если поделитесь в комментариях. А также задавайте вопросы - буду рад помочь.