Павел Астахов, Татьяна Устинова "По ЗОЖу сердца"
Трудно назвать роман детективом: ни лихо закрученного сюжета, ни клубка тайн, который можно неспешно раскручивать.
Это совсем не любовный роман. Подтвержденная вроде как измена на первых страницах разрешается на последних, но больше о "любви", вернее, о страданиях после расставания, - ни слова.
Да и вообще - о чем эта книга? Такое чувство, что я прочитала в женском журнале какую-то статью с юридическим уклоном. Лет двадцать назад издавался недорогой журнал "Лиза", кажется (впрочем, я не уверена: может, журнал существует и по сей день). Вот там как раз такого плана статьи печатались - вроде как жизненная история, похожая на сказку, страшилку или детектив. На самом деле лёгкое чтиво ни о чем.
Но вернёмся к новому роману Устиновой и Астахова. До сих пор ни одно из совместных произведений их не читала. Что-то все время останавливало, хотя, признаться, очень люблю Устинову.
Однако в этот раз чутье меня подвело. Просто зашла в конце очередной трудной недели в книжный, увидела на стенде Новинок книгу, и так захотелось уютного пятничного вечера (а именно с уютом ассоциируются все книги писательницы), что я не удержалась - взяла в руки. Начало оказалось, что называется, "в теме":
"Что может быть уютнее, чем утро первого января?
За час-другой до рассвета шумный праздник наконец затихает, и в целом свете устанавливается хрустальная тишина. Воздух пахнет порохом, хвоей и мандаринами, на елке гипнотически мигают разноцветные огоньки, и тело греет теплый плед, а душу – мысль о том, что в холодильнике полно вкусной еды, которой хватит еще на пару дней.
Ах, как спокойно и бестревожно чудесное утро первого января…"
За каждым словом - она, Устинова.
Но!
Слов подобных оказалось слишком мало. Героиня - судья Елена Кузнецова - какая-то неживая, скандал, в который она попала, надуманный, сюжет совсем уж избитый, развязка понятна сразу, как только упомянули о первом самоубийстве.
Финал, наверное, можно было бы назвать правильным - ведь он совсем не "романный". Последние предложения замечательны своей простотой и многозначностью:
"Кофе был горький, но я не стала добавлять в него сахар.
Полезное редко бывает вкусным".
Мы оставляем героиню в "минуту трудную", но понимаем, что на самом деле это не открытый конец, а задел на продолжение.
Знаю, что последние книги Устиновой многие ругают как раз за то, что сейчас перечислила. Но, читая ее романы, по-настоящему отдыхаешь, получаешь удовольствие хотя бы от сочного языка. Да и многое в мире, где живут все герои Устиновой, нравится, хотя бы почитание семейных ценностей. Здесь же этого всего нет.
Сказать, что картонность героев окупается интересной детективный составляющей, тоже нельзя.
Получилось, что читаю не ради сюжета, не ради героев, не потому, что переживаю за них, а чтобы найти еще страницы, написанные Устиновой, поэтому даже маленькие вкрапления доставляли радость:
"Отдыхать от праведных трудов предпочитала пассивно. В идеале – лежа в кровати с книжкой или сидя на диване у телевизора. А эти приятные занятия значительно расширяют не только кругозор, но и объем талии и бедер".
В общем, все время спрашивала сама себя: а может, это пиар ход, чтобы книги лучше продавались? А зачем? Устинова и так одна из успешных писательниц. По-моему, у Астахова тоже есть свой круг почитателей. Так почему же эксперимент под названием "Я - судья" длится уже несколько лет и книг не то 5, не то 6 вышло?
Не могу ответить. Знаю точно: другие книги этой серии читать не буду.
Что же примирило с книгой? Осознание, что впереди - выходные...
"За что я люблю утро субботы – лучшее на неделе?
Не только за то, что можно спать, сколько влезет, это и в воскресенье позволительно.
За ярко выраженный контраст: вчера еще был рабочий день, трудный, как последний бой… И вот – суббота".