Уникальное собрание цветных фотографий Прокудина-Горского
Жизнь до революции часто рисуется нам довольно тусклой, особенно где-нибудь в провинции. Мы представляем себе те годы по фотоснимкам, которые тогда только начали появляться и в большинстве своем были черно-белыми, нередко мутными и смазанными. Но ведь на самом деле краски в те годы никуда не делись. Буйство природы, яркие наряды, красивые церкви и дома снимал пионер цветной фотографии Прокудин-Горский. Благодаря его архивам теперь мы можем увидеть предреволюционную Россию в красках.
Сергей Прокудин-Горский объехал Петербургскую губернию, Карелию, Урал, среднюю полосу, азиатские провинции. Много внимания уделяя простым людям, пейзажам и архитектуре. И всюду он возил с собой необычный для того времени фотоаппарат. Хитрость заключалась в том, что Прокудин-Горский делал не один снимок, а три — в разных цветовых спектрах: красном, синем и зеленом. Дальнейшее их наложение давало возможность получить полноценное цветное изображение.
Этот принцип не был ноу-хау россиянина. Такой технике в начале века Прокудин-Горский обучился под Берлином у Адольфа Мите. Фотоаппарат именно его конструкции в дальнейшем он и использовал.
Первую серию фотокарточек в цвете Сергей Михайлович сделал в 1903‑м в княжестве Финляндском. После этого было много других путешествий с фотоаппаратом. Прокудин-Горский пытался создать всеобъемлющую «Коллекцию достопримечательностей Российской империи».
После революции 1917 года он еще некоторое время оставался в стране, участвовал в организации Высшего института фотографии и фототехники. Однако в 1918‑м все-таки эмигрировал с семьей.
От коллекции фото-снимков Прокудина-Горского сохранилось порядка двух тысяч цветных кадров (тройных негативов). Оригиналы хранятся в Библиотеке Конгресса США, куда их передали наследники мастера. Долгое время (до 1980‑х) о них было ничего не известно широкой публике. Сейчас же эти снимки активно изучают, стараясь восстановить даты и места съемок — к сожалению, пометки автора часто неточные или их нет вовсе.
Автор текста: Елена Ожегова
Фото с сайта prokudin-gorskiy.ru
Дьявол поет басом
Портрет знаменитого оперного певца Федора Шаляпина в образе Мефистофеля из «Фауста». Снимок сделан в 1915 году в Санкт-Петербурге.
Южные стражи северных путей
Для охраны новой железной дороги в Карелии привлекали выходцев с Кавказа. Прокудин-Горский сфотографировался с двумя из них на железнодорожной насыпи недалеко от поселка Сегежа.
Строители дороги на Мурманск
По архивным сведениям, порядка 60 тысяч военнопленных были отправлены во время Первой мировой в Карелию. Там их использовали для строительства железной дороги до Мурманска (открылась в ноябре 1916‑го). Эту группу пленных фотограф снял у станции Кивач. Все они были австрийцы и жили в бараке нового типа, что позади них на фото. Прежде рабочих селили в бараках без стен, но из-за антисанитарии, приводившей в том числе к гибели пленных, было выпущено распоряжение о возведении более пригодных для жизни бараков.
Ордена поверх халата
На снимке Сеид-Алим-хан, с 1910 по 1920 год был последним эмиром Бухарского эмирата. Для позирования фотографу он надел роскошный халат, поверх которого прикрепил погоны полковника свиты Его Императорского Величества, а также ордена — туркестанские и Российской империи.
Подневольные модели
Фотограф снял в Туркестане много видов городов, сел, архитектурных достопримечательностей. Среди прочего зашел он и в бухарскую тюрьму, где его «моделями» стали отбывавшие наказание узники.
Урок в Самарканде
Кроме Бухары, фотограф заехал в Самарканд, где так же сделал серию зарисовок. На этом снимке — группа еврейских мальчиков с учителем. В те годы в Туркестане жило довольно много евреев. После присоединения этих земель к России они получили больше свобод и сосредоточили в своих руках торговлю. От местных «туземцев» мало чем отличались, но все-таки жили обособленно, сохраняя свою веру.
Старик и Ладога
Старик на фото — Пинхус Карлинский. На момент снимка ему было 84 года. Из них 66 он уже проработал надсмотрщиком на Черниговском водоспуске — следил за прохождением судов, плотов с грузами и сплавлявшихся по воде бревен. Этот водоспуск располагался на Староладожском канале примерно в 20 километрах от Новой Ладоги в маленьком поселении Черниговском (отсюда и название). Сейчас от него остались лишь гранитные стенки и опоры моста.
Гонки на канале
Еще один снимок (как и портрет смотрителя водоспуска) из серии «Мариинский водный путь». Это фото, как тогда говорили, гонок (сгоняемых по воде плотов) на Екатерининском устье Староладожского канала в Шлиссельбурге.
Спасибо за путешествие
Команда парохода «Шексна», на котором Прокудин-Горский совершал свое путешествие по Мариинскому пути. Этот снимок он сделал в городе Вытегра Вологодской губернии. Крайний слева в группе — капитан судна. Рядом с ним офицеры, кок и матросы — от мала до велика.
Вольные пожарные
В том же городе Вытегра фотограф запечатлел вольную пожарную команду на фоне их пожарной части и «боевого» автомобиля. Эта команда была создана еще в 1890‑м и обслуживала город, население которого в те годы варьировалось от 4,5 до почти 6 тысяч человек.
Горожанка среди крестьянок
Три крестьянские девушки — персонажи большого Мариинского альбома. Фото было сделано, вероятнее всего, в деревне Нижняя Топорня на реке Шексне. Подпись про «трех крестьянок» — традиционная к этому снимку. Однако на деле крестьянок только две — те, что справа и слева. А вот барышня в центре, судя по всему, городская и, может быть, приехала в эту деревню вместе с Прокудиным-Горским. Ее выдает неподпоясанный сарафан, что в крестьянской среде было недопустимо.
Бетонирование подождет
Один из немногих снимков, сделанных в Московской области. Фотограф проехал через Бородино (зашел на знаменитое Бородинское поле), Горки, Можайск, Семеновское. На реке Обь он запечатлел строительство плотины. Заснял процесс бетонирования. Ему позировали рабочие, а на переднем плане инженер Нестор Пузыревский, руководивший работами по улучшению судоходных условий Оки.