Найти тему
Ваш тайный советник

Как выглядела Россия перед революцией

Оглавление

Уникальное собрание цветных фотографий Прокудина-Горского

Деревенский детский сад.
В городе Белозерске Прокудин-Горский уговорил попозировать ему группу местных ребятишек. Он рассадил их на пригорке, на фоне Пятницкой церкви. Храм этот сохранился до наших дней, но без крестов, местами без крыши и стен.
Деревенский детский сад. В городе Белозерске Прокудин-Горский уговорил попозировать ему группу местных ребятишек. Он рассадил их на пригорке, на фоне Пятницкой церкви. Храм этот сохранился до наших дней, но без крестов, местами без крыши и стен.

Жизнь до революции часто рисуется нам довольно тусклой, особенно где-нибудь в провинции. Мы представляем себе те годы по фотоснимкам, которые тогда только начали появляться и в большинстве своем были черно-белыми, нередко мутными и смазанными. Но ведь на самом деле краски в те годы никуда не делись. Буйство природы, яркие наряды, красивые церкви и дома снимал пионер цветной фотографии Прокудин-Горский. Благодаря его архивам теперь мы можем увидеть предреволюционную Россию в красках.

Сергей Прокудин-Горский объехал Петербургскую губернию, Карелию, Урал, среднюю полосу, азиатские провинции. Много внимания уделяя простым людям, пейзажам и архитектуре. И всюду он возил с собой необычный для того времени фотоаппарат. Хитрость заключалась в том, что Прокудин-Горский делал не один снимок, а три — в разных цветовых спектрах: красном, синем и зеленом. Дальнейшее их наложение давало возможность получить полноценное цветное изображение.

Прокудин-Горский
Прокудин-Горский

Этот принцип не был ноу-хау россиянина. Такой технике в начале века Прокудин-Горский обучился под Берлином у Адольфа Мите. Фотоаппарат именно его конструкции в дальнейшем он и использовал.

Первую серию фотокарточек в цвете Сергей Михайлович сделал в 1903‑м в княжестве Финляндском. После этого было много других путешествий с фотоаппаратом. Прокудин-Горский пытался создать всеобъемлющую «Коллекцию достопримечательностей Российской империи».

После революции 1917 года он еще некоторое время оставался в стране, участвовал в организации Высшего института фотографии и фототехники. Однако в 1918‑м все-таки эмигрировал с семьей.

От коллекции фото-снимков Прокудина-Горского сохранилось порядка двух тысяч цветных кадров (тройных негативов). Оригиналы хранятся в Библиотеке Конгресса США, куда их передали наследники мастера. Долгое время (до 1980‑х) о них было ничего не известно широкой публике. Сейчас же эти снимки активно изучают, стараясь восстановить даты и места съемок — к сожалению, пометки автора часто неточные или их нет вовсе.

Автор текста: Елена Ожегова
Фото с сайта prokudin-gorskiy.ru

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Дьявол поет басом

Портрет знаменитого оперного певца Федора Шаляпина в образе Мефистофеля из «Фауста». Снимок сделан в 1915 году в Санкт-Петербурге.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Южные стражи северных путей

Для охраны новой железной дороги в Карелии привлекали выходцев с Кавказа. Прокудин-Горский сфотографировался с двумя из них на железнодорожной насыпи недалеко от поселка Сегежа.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Строители дороги на Мурманск

По архивным сведениям, порядка 60 тысяч военнопленных были отправлены во время Первой мировой в Карелию. Там их использовали для строительства железной дороги до Мурманска (открылась в ноябре 1916‑го). Эту группу пленных фотограф снял у станции Кивач. Все они были австрийцы и жили в бараке нового типа, что позади них на фото. Прежде рабочих селили в бараках без стен, но из-за антисанитарии, приводившей в том числе к гибели пленных, было выпущено распоряжение о возведении более пригодных для жизни бараков.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Ордена поверх халата

На снимке Сеид-Алим-хан, с 1910 по 1920 год был последним эмиром Бухарского эмирата. Для позирования фотографу он надел роскошный халат, поверх которого прикрепил погоны полковника свиты Его Императорского Величества, а также ордена — туркестанские и Российской империи.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Подневольные модели

Фотограф снял в Туркестане много видов городов, сел, архитектурных достопримечательностей. Среди прочего зашел он и в бухарскую тюрьму, где его «моделями» стали отбывавшие наказание узники.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Урок в Самарканде

Кроме Бухары, фотограф заехал в Самарканд, где так же сделал серию зарисовок. На этом снимке — группа еврейских мальчиков с учителем. В те годы в Туркестане жило довольно много евреев. После присоединения этих земель к России они получили больше свобод и сосредоточили в своих руках торговлю. От местных «туземцев» мало чем отличались, но все-таки жили обособленно, сохраняя свою веру.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Старик и Ладога

Старик на фото — Пинхус Карлинский. На момент снимка ему было 84 года. Из них 66 он уже проработал надсмотрщиком на Черниговском водоспуске — следил за прохождением судов, плотов с грузами и сплавлявшихся по воде бревен. Этот водоспуск располагался на Староладожском канале примерно в 20 километрах от Новой Ладоги в маленьком поселении Черниговском (отсюда и название). Сейчас от него остались лишь гранитные стенки и опоры моста.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Гонки на канале

Еще один снимок (как и портрет смотрителя водоспуска) из серии «Мариинский водный путь». Это фото, как тогда говорили, гонок (сгоняемых по воде плотов) на Екатерининском устье Староладожского канала в Шлиссельбурге.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Спасибо за путешествие

Команда парохода «Шексна», на котором Прокудин-Горский совершал свое путешествие по Мариинскому пути. Этот снимок он сделал в городе Вытегра Вологодской губернии. Крайний слева в группе — капитан судна. Рядом с ним офицеры, кок и матросы — от мала до велика.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Вольные пожарные

В том же городе Вытегра фотограф запечатлел вольную пожарную команду на фоне их пожарной части и «боевого» автомобиля. Эта команда была создана еще в 1890‑м и обслуживала город, население которого в те годы варьировалось от 4,5 до почти 6 тысяч человек.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Горожанка среди крестьянок

Три крестьянские девушки — персонажи большого Мариинского альбома. Фото было сделано, вероятнее всего, в деревне Нижняя Топорня на реке Шексне. Подпись про «трех крестьянок» — традиционная к этому снимку. Однако на деле крестьянок только две — те, что справа и слева. А вот барышня в центре, судя по всему, городская и, может быть, приехала в эту деревню вместе с Прокудиным-Горским. Ее выдает неподпоясанный сарафан, что в крестьянской среде было недопустимо.

Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фото: Сергей Прокудин-Горский

Бетонирование подождет

Один из немногих снимков, сделанных в Московской области. Фотограф проехал через Бородино (зашел на знаменитое Бородинское поле), Горки, Можайск, Семеновское. На реке Обь он запечатлел строительство плотины. Заснял процесс бетонирования. Ему позировали рабочие, а на переднем плане инженер Нестор Пузыревский, руководивший работами по улучшению судоходных условий Оки.