Из-за сложной истории еврейского народа в середине 20-о века большая часть детей Сиона проживала в Европе и оказалась в полном распоряжении нацистов, когда они решили очистить землю от нежелательных элементов. Однако же некоторая их часть с древности проживала на землях мусульман, которые к тому времени почти полностью попали в колониальную и политическую зависимость от Англии и Франции. И лишь Ливия перед Первой мировой была захвачена Италией.
До определенного времени германские власти поощряли еврейскую эмиграцию куда угодно, лишь бы прочь со своей территории. Затем, когда этот план был признан недостаточным, начали наоборот собирать их в специальные лагеря. И лишь с началом войны было принято решение о полном избавлении от нежелательной нации.
Однако, до поры до времени евреи в арабских государствах могли чувствовать себя в безопасности. Здесь они делились на две группы: старое еврейское население, которое сохранилось в азиатских странах со времен Римской и Персидской империй, и эмигранты из средневековой Испании, которые обосновались в прежних турецких провинциях Северной Африки.
Арабы к тому времени еще не начали вооруженную борьбу за освобождение от англичан и французов, но морально для этого созрели и решили опереться на помощь немцев. Пронацистское правительство Ирака приняло антиеврейские законы по образцу германских постановлений еще в середине 1930-х, такому же примеру последовала Италия. В других ближневосточных странах британский и французский контроль был сильнее, и несмотря на всю возню вокруг Палестины, евреи там жили вполне благополучно.
Но в середине лета 1940-о года вермахт оккупирует большую часть Франции, СС приступает к депортации живших там евреев, а правительство Третьего Рейха вынуждает ограничить в правах евреев, живущих в Северной Африке во французских колониях. Однако же, такая политика сталкивается с тайным и явным сопротивлением местных арабов. И даже когда после создания правительства Виши немецкий десант во главе с Роммелем был переброшен в помощь итальянским союзникам и установил контроль над большей частью региона, арабские лидеры отказались помогать в решении вопроса с детьми Сиона.
Наиболее активным сторонником таких идей был король Марокко Мухаммед V, государство которого на тот момент находилось под французским протекторатом. Как и другой мусульманский владыка, турецкий султан Баязид II, принявший у себя в 1492-м году испанских евреев, он был в недоумении, когда от него потребовали избавиться от собственных подданных – умелых врачей, ремесленников и прилежных налогоплательщиков.
Поскольку его вера требовала хорошо относиться к евреям, если те ведут себя достойно и соблюдают мусульманские обычаи, правитель Марокко резко отказался выдать немцам своих подданных иудейской веры, которых было ни много, ни мало 250 тысяч человек. Он также отказался создать для них лагеря на собственной территории и выселить их из арабских населенных пунктов. Лишь под серьезным давлением этот достойный монарх ввел для некоторые, не очень обременительные ограничения.
Подобным же манером действовали и другие арабские лидеры Северной Африки. Несмотря на фактическую германскую оккупацию, своих евреев они защитили. Лишь после начала арабо-израильской войны в Палестине тут начались народные волнения, и здешние мусульмане начали нападать на евреев из мусульманской солидарности к палестинцам.
Но это уже совсем другой вопрос.