Волга - одна из великих русских рек, которая увековечена и в живописных шедеврах, и в песнях, и в кинематографе, и в автомобильной промышленности. Это и один из основных водных торговых путей, которым пользуются издревле.
Но знаете ли вы, как родилась идея путешествовать по Волге именно с туристическими целями? Кто первым "опробовал" на себе этот маршрут, отметил наиболее интересные для посещения места, нарисовал карту и практически издал первый путеводитель?
Содержание статьи:
1. Восторг петербургской публики
2. Идея и финансирование путешествия
3. Большой вояж по Волге
4. Циклограмма "Параллель берегов Волги"
Почти 200 лет назад, в 1838 году, два художника совершили путешествие от Рыбинска до Астрахани и написали панораму обоих волжских берегов. Это были братья, академики живописи Никанор и Григорий Чернецовы.
Родом они из Костромской губернии. Милые края детства всегда манили их в бытность учёбы и службы в Петербурге - вот и решили пуститься в экспедицию по матушке-Волге. Тем более, что задумка была очень интересная, обещающая много открытий и впечатлений.
1️⃣ Восторг петербургской публики
Братья Чернецовы привезли из путешествия около 2000 акварелей, несколько десятков картин маслом, сотни эскизов.
Но главным результатом экспедиции стала циклограмма "Параллель берегов Волги ", запечатлевшая наиболее живописные места. В Петербурге она демонстрировалась необычным способом.
Зал был оформлен в виде каюты корабля. Зрители рассаживались на места, и за окнами начинали сменяться пейзажи - рулоны с рисунками стояли вертикально и перематывались с одного цилиндра на другой. Параллельно демонстрировались оба берега Волги.
Просмотр сопровождался шумом волн. Благодаря этому возникало полное ощущение, что зрители находятся на корабле, совершающем путешествие по Волге. К тому же, авторы комментировали сюжеты, так что получалась полноценная экскурсия.
Для 19 века просто потрясающий аттракцион, который пользовался большой популярностью. В то время не было принято путешествовать по России, и большинство петербуржцев впервые увидели красоты страны, в которой они живут.
И как в 2020 году закрытые границы спровоцировали бум внутреннего туризма, так и тогда циклограмма и картины братьев Чернецовых всколыхнули в обществе интерес к русской природе и архитектуре.
В наиболее живописные места потянулись художники, создавшие там немало шедевров. А некоторые даже обзавелись мастерскими. Но всё это будет много позже, когда по реке уже пойдут пароходы.
Кстати, #год назад я писала о картине Левитана "Над вечным покоем" и проводила маленькое расследование, где же находится то самое место: в Тверской области или на Волге.
Путешествия по Волге как обязательная часть даже были включены в программу образования сыновей Александра II. А во второй половине 19 века стали организовываться первые речные круизы, которые и сейчас продолжают оставаться очень популярными.
А как вообще родилась идея такого маршрута?
2️⃣ Идея и финансирование путешествия
Когда исследуешь вопросы, связанные с организацией подобных грандиозных проектов, всегда интересны две вещи: как авторам пришла такая идея и "за чей счёт банкет"?
Пройти на корабле по Волге с подробным фиксированием красот у братьев зрела давно. Это были их родные места, по которым они всё время тосковали, живя в Петербурге. Невские берега, хоть и живописны, но разнообразием рельефов, конечно, не балуют.
А вот мысль написать именно панораму, возможно, родилась под впечатлением от панорамы Невского проспекта, созданной в 1830-1835 годах Василием Садовниковым. Как раз в это время братья были студентами Академии Художеств и видеть её должны были бы.
Ну, а с финансированием экспедиции Чернецовым очень повезло.
Во-первых, материальную поддержку обещало Общество поощрения художников. Во-вторых, инкогнито было пожертвовано 10 000 рублей. Имя анонимного дарителя быстро было разгадано: им оказалась Татьяна Потёмкина, известная благотворительница.
С Григорием Черенцовым она познакомилась, скорее всего, когда позировала для группового портрета "Парад на Царицыном Лугу ...". Всех изображённых художник писал с натуры.
А вот почему Потёмкина решила дать такую большую сумму? У меня есть догадка, но я должна её проверить. Она связана с мальчиком, выглядывающим из-за её спины.
Рядом с Потёмкиной изображена её родная племянница Зинаида Голицына, с которой Чернецов, тоже безусловно был знаком лично.
Тестем Зинаиды был Карл Толь, главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Именно он написал письмо чиновникам судоходной полиции по реке Волге с наставлением оказывать всяческое пособие в путешествии Академику Григорию Чернецову.
Так что ещё раз повторюсь: с покровителями Чернецовым явно повезло.
3️⃣ Большой вояж по Волге
Путешествие началось в мае 1838 года в Рыбинске, а закончилось в ноябре недалеко от Астрахани. До конечного пункта путешествия братья добраться не смогли из-за сильного похолодания и замерзания Волги.
В Рыбинске Чернецовы купили парусно-гребное судно, наняли лоцмана и гребцов, подобрали помощников, оборудовали каюту-мастерскую. Их барку называли "плавательный дом".
Вдвоём со всеми предстоящими работами справиться было невозможно, поэтому были приглашены помощники: младший брат Поликарп Чернецов и начинающий художник Антон Иванов. Именно он и запечатлел судно и каюту-мастерскую непосредственно в процессе экспедиции.
Это был настоящий дом со всеми удобствами. Но прежде всего просторная светлая мастерская.
Как видно на рисунке, рабочие места живописцев находились по две стороны вдоль окон. Оба берега писались одновременно.
Остаётся только догадываться, сколько часов проводили художники за работой, чтобы успеть за несколько месяцев запечатлеть все красоты Поволжья.
Да-да, банальная шутка про то, как люди мучались без фотоаппаратов, здесь вполне уместна.
Периодически, когда была возможность, барка приставала к берегу и экипаж осматривал достопримечательности, знакомился с местными жителями, обычаями, техническими диковинами.
В основном, интересные наблюдения касались судоходства и всяческих ухищрений в перевозке грузов: конные машины и караваны барж, сухопутный ход судов по степи, работа бурлаков.
Наблюдения велись и относительно климата и погоды, причём в разное время суток. Данные с описанием места наблюдения и природных явлений тщательным образом заносились в журнал. Эти журналы демонстрировались в документальном фильме Русского музея, посвященном творчеству братьев Чернецовых.
Листы были разделены на ячейки, каждая из которых пронумерована. Номер, вероятно, совпадал с номером соответствующего рисунка из альбома. В ячейке записано название города, конкретное место, дата и данные о погоде утром, днём и вечером.
К сожалению, путешествие было не только радужным. Пришлось пережить и бури, и вмерзание в лёд барки, и смерть третьего, младшего, брата.
Объём накопленных наблюдений был, конечно, огромен и требовал длительной обработки.
По возвращении в Петербург Григорий и Никанор лишь пару лет занимались обобщением впечатлений от путешествия. Затем новые проекты захватили их.
В 1840 году они отправились в Египет. А через некоторое время в Европу. И лишь к началу 1850-х годов наконец замысел их был воплощён в реальность.
А Вы как быстро разбираете свои фотографии из путешествий? Я по несколько лет не могу с этим справиться. Но теперь мне не стыдно )))
4️⃣ Циклограмма "Параллель берегов Волги"
Сразу скажу, что эта циклограмма не сохранилась. По крайней мере, в первозданном виде. Собственный успех оказался губителен для неё - из-за частой и многократной перемотки бумага сильно износилась.
Да, она была написана не на холсте, а на ватмановской бумаге - что было дешевле и удобней. Из путешествия Чернецовы привезли отдельные рисунки и наброски, а создание непосредственно панорамы заняло более 10 лет. Нужно было отобрать сюжеты, перевести их в большой формат.
Всего было подготовлено 1982 листа, которые затем склеили в четырнадцать лент - по две для каждой из семи губерний: Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Саратовской, Астраханской. Их высота была 2,5 метра, а общая длина 746 метров.
Чтобы оценить масштабы работы, представьте комнату в панельном доме размерами приблизительно 3,5 х 5 метров и высотой 2,5. А теперь представьте, что вам надо полностью покрыть стены от пола до потолка пейзажами. Трижды. И это будет только одна лента. Из четырнадцати.
Первоначально циклограмма с другими материалами хранилась в Императорском Эрмитаже, а затем попала в Публичную библиотеку (ныне РНБ), где, по всей видимости, сейчас и находятся какие-то её фрагменты.
Но ещё при жизни братья Чернецовы позаботились о хотя бы частичном сохранении своего труда: переписали отдельными картинами наиболее живописные и выдающиеся сюжеты полотна, а также написали "Воспоминания из путешествия по Волге" и альбом иллюстраций к ним.
Рукопись дневника состоит из двух книг, включает карту путешествия, страницы рукописного текста (187 + 43) и авторские рисунки (123 + 23). Оба тома хранятся в отделе редкой книги научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Дневник был переиздан в 1970 году.
Графических работ было так много, что братья продолжали обращаться к ним на протяжении нескольких десятилетий.
Последние альбомы с рисунками были проданы Академии художеств Никанором Чернецовым, оставшимся в одиночестве после смерти старшего брата Григория и бедствовавшим, потому что не было заказов.
Как много и как мало осталось от той грандиозной затеи!
Было бы здорово отыскать циклограмму в фондах РНБ, отреставрировать, возродить сеансы показа в под шум волн. Да ведь?
А ещё лучше проплыть по Волге сейчас с высококачественной видеокамерой и заснять оба берега и сравнить с тем, что было. Или вообще создать программу для виртуального путешествия. Где только спонсоров взять? Эх...
Другие рассказы об интересных фактах здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!