Ещё есть время, чтобы спокойно подобрать литературный материал для итогового сочинения, чтобы просмотреть и перечитать подходящие тексты по направлениям. Как же работать с литературным материалом?
Во-первых, вспомнить, что вы читали по тому или иному направлению. Можно перед этим составить перечень аспектов направления или открыть список примерных тем и записать все прочитанные вами художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, психологическую и философскую литературу, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров) по этому направлению.
- Не расстраивайтесь, если не читали мемуары или философскую литературу (хотя ФИПИ в вас верит!) Вы не один такой. По статистике, участники экзамена очень редко обращаются к произведениям, которых нет в школьной программе.
- Не читали книгу, а смотрели фильм? Тоже ничего страшного. Только не упоминайте об этом в сочинении. Пишите о произведении, по которому снят фильм. И не забудьте указать его название и фамилию автора.
- Вообще мало читаете? Еще есть время прочитать небольшие произведения по всем направлениям. Рассказы, публицистика, сюжетная лирика – всё пригодится для пополнения запаса аргументов.
- Хотите выехать на кратких содержаниях и готовых аргументах? Можно, по идее. Но не советую. Как правило, хорошим сочинение получается тогда, когда ученик уверен в том, что пишет. Источник самых лучших, качественных, эмоциональных аргументов - произведение, прочитанное лично вами. То, которое запомнилось, задело за живое.
- Что ещё нас выручит? Многопроблемность крупных произведений. Прочитали «Капитанскую дочку», «Отцы и дети», «Войну и мир»? Просто замечательно. Благодаря таким произведениям мы можем подобрать аргументы сразу по 3-4 предложенным направлениям.
В этом году нас озадачило одно очень непростое направление: «Между прошлым и будущим». В рамках этого направления ФИПИ нам предлагает поразмышлять «о сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века». То есть, как я понимаю, следует привлекать только современную литературу. Поэтому странно видеть на некоторых образовательных ресурсах списки литературных источников, куда включается всё: от «Недоросля» до «Бедной Лизы». Мне кажется, лучше вообще игнорировать это направление (хватит нам и оставшихся 4), чем валить сюда всё подряд. Если же вы хотите выбрать именно его, придётся выйти за рамки школьной программы, обратившись, например, к современной публицистике.
Литературный материал к по направлению "Забвению не подлежит"
Литературного материала по направлению «Забвению не подлежит», наоборот, подбирается очень много. Уж очень многоаспектное это направление: в него включены «значимые исторические и культурные события и общественные явления, выдающиеся деятели и т.п.». Просто не знаешь, с чего начать.
Мы решили начать с тем, связанных с памятью о войне. Войны, конечно, бывают разные. Если говорить об Отечественной войне 1812 года, подойдет «Бородино» М.Ю. Лермонтова и «Война и мир» Л.Н. Толстого. Если о событиях революции и гражданской войны, берём «Донские рассказы» Шолохова («Родинка», например) и «Двенадцать» А.Блока, отрывки из «Окаянных дней» И.А. Бунина.
В основном повторяем короткие произведения, которые можно быстро прочитать и перечитать. Желательно при этом вести небольшие заметки, чтобы не перепутать потом фамилию и инициалы автора, название произведения, имена героев, имена собственные (если они важны).
Думаю, в рамках этого направления больше всего внимания нужно уделить теме Великой Отечественной войны и подготовить соответствующие аргументы. К сожалению, в школьной программе осталось очень мало произведений о войне. Из прозы до 11 класса проходят только «Живое пламя» Е.Носова (7 класс) и «Судьбу человека» М.Шолохова (9 класс).Поэтических произведений о войне гораздо больше, но мне кажется, аргументы из лирики извлекать сложнее))). Знаю, что крупные произведения о войне: «А зори здесь тихие», «Обелиск» и т.д. - читают очень немногие. И проходят их уже во втором полугодии.
В этом году мы решили дополнительно прочитать рассказ Е.Носова «Шопен, соната номер 2». Прочитайте тоже – не пожалеете. Из него можно извлечь множество аргументов не только по этому направлению, но и по другим. Некоторые читают «Науку ненависти» М.А. Шолохова – сильное произведение. Но очень похоже на «Судьбу человека».
«Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва – просто кладезь аргументов. Будет время – прочитайте их полностью. К направлению «Забвению не подлежит» отлично подойдут «Письмо сороковое. О памяти», «Письмо сорок первое. Память культуры», «Письмо сорок третье. Ещё о памятниках прошлого». Прочитать их можно всего за 30-40 минут, а какая польза!
Если подбирать лирику – лучше отдать предпочтение сюжетной. Тогда аргументы придут на ум легко. Мне нравится «Зинка» Ю. Друниной - очень трогательно, и целая история рассказана. Стихотворение «Варварство» М.Джалиля вообще не оставит равнодушным никого.
Вот такой примерный списочек произведений (самых коротких) лишь по одному из аспектов первого направления. Пусть вас это не пугает. Потому что, прочитав (или перечитав) даже эти несколько небольших произведений о войне, вы уже значительно увереннее будете чувствовать себя на декабрьском сочинении.
Всем успехов! И лёгких тем!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую публикацию:
- Образец итогового сочинения по направлению "Забвению не подлежит"