Найти тему
Не Лев Толстой

История крейсеров

Крейсер— класс боевых надводных кораблей, выполняюших задачи независимо от основного флота.

Дословно в переводе крейсер (нидерл. kruiser от kruisen) — это крейсировать, плавать по определённому маршруту.

Creatives Commons
Creatives Commons

Легендарный крейсер Аврора

Задача крейсеров:

- борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника,

- оборона соединений боевых кораблей и конвоев,

- огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов,

- постановка минных заграждений

Появление кораблей с функциями крейсеров

Впервые термин "крейсер" появился в XVII столетии: под «крейсером» подразумевали независимо действующий корабль.

Основными боевыми судами тогда были линейные корабли - дорогостоящие и неповоротливые суда. Для выполнения крейсерской функции использовали более маленькие и быстрые суда.

В XVIII веке основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, становятся фрегаты — умеренно большие, быстрые и манёвренные корабли, дальнего крейсерства.

Creatives Commons
Creatives Commons

Для ближнего крейсерства применялись: корветы и бриги.

XIX век

К середине XIX века крейсерские функции стали выполнять парусно-паровые винтовые корабли различных типов: фрегаты, корветы, шлюпы, клипера.

Впервые название "крейсер" применили Южане во время гражданской войны в США.

В России первыми паровыми судами-крейсерами стали:

- винтовые клиперы «Разбойник», «джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник» (1855—1857),

- полуброненосные винтовые фрегаты (впоследствии переименованные в броненосные крейсеры) «Князь Пожарский» (1867) и «Генерал-адмирал» (1873).

1878 году в британской и российской классификациях официально появился термин «крейсер».

В1892 году была проведена новая классификация: к крейсерам стали относить легкобронированные и небронированные артиллерийские корабли с паровым двигателем, включая старые пароходофрегаты и парусно-винтовые корветы.

Начало ХХ века

 В начале века появились новые виды крейсеров:

- бронепалубные: на этих крейсерах устанавливали специальную броневую палубу со скосами, прикрывавшей машины и погреба боеприпасов.

Creatives Commons
Creatives Commons

Крейсер Аскольд

Броненосные крейсера:

1875 году в состав русского флота вошёл фрегат "Генерал-адмирал" , ставший первым в мире броненосным крейсером. В отличие от бронепалубных крейсеров, эти корабли обладали не только броневой палубой, но и бронированием борта. Японские броненосные крейсера хорошо проявили себя в русско японскую войну, но после начала строительства дредноутов значение броненосных крейсеров упало.

1910-1940 г. г.

Крупные перемены произошли и в строительстве крейсеров.

Во-первых, новые силовые установки позволили оснастить бортовой бронёй даже сравнительно малые корабли, что привело к появлению в 1910-х годах Легких крейсеров.

Во вторых, обладавшие огромной мощностью турбины позволили приступить к строительству Линейных крейсеров.

Крейсера активно использовались всеми воюющими сторонами. Наиболее крупные крейсерские сражения Первой мировой:

—у мыса Коронель,

—у Фолклендских островов,

—в Гельголандской бухте,

— у Доггер-банки.

Но в Ютландском сражении 1916 г. линейные крейсера показали себя довольно с отрицательной стороны и интерес к ним упал.

Наибольшее количество крейсеров было построено Британией - 10 и Германией - 6. Россия заложил 4 линейных крейсера типа "Измаил", но ни один не был достроен.

После войны из-за ограничений строительства линкоров началась крейсерская гонка вооружений. Появился новый класс крейсеров - тяжёлые.

Великобритания построила 13 тяжёлых крейсеров типов "Норфолк", "Кент", "Лондон", отличавшихся превосходной мореходностью, значительной автономностью, солидным вооружением и достойной скоростью, но на бронирование тоннажа уже не хватило. Подобные крейсера строили также США, Франция, Италия и Япония.

Во 2-й половине 30 годов Германия построила 3 крейсера типа "Адмирал Хиппер". СССР закладывал 2 тяжёлых крейсера типа "Кронштадт".

Вторя мировая война

Строительство новых крейсеров в годы войны велось в больших масштабах в США и в Великобритании. Американцы успели построить до окончания войны 47 крейсеров − 2 больших, 12 тяжелых и 25 лёгких и 8 крейсеров ПВО. Англичане обзавелись 35 крейсерами — 19 легкими и 16 ПВО. Япония ограничилась достройкой 4 лёгких крейсеров, Германия достроила тяжёлый крейсер, Италия ввела в строй 3 крейсера-скаута.

Крейсера весьма активно были задействованы в боевых действиях.

После войны

До конца 1950-х гг. крейсера были самым развитым классом кораблей. Главной их силой являлась артиллерия. Создание ракетного оружия расширило задачи, стоящие перед крейсерами.

Крейсера большинства стран мнра подверглись серьезной МОДЕРНИЗАЦИИ, они получили ракетные комплексы, современное радиоэлектронное и прочее оборудование.

Появилась новая разновидность крейсеров - ракетные, которые стали служить вместе с артиллерийскими крейсерами.

Артиллерийские крейсера делятся на тяжелые и легкие - в зависимости от калибра главной артиллерии. Время этих судов постепенно ушло в прошлое.

С начала 1960-х гг. артиллерийские крейсера не строятся, а те, что есть, все находятся в резерве.

Ракетные крейсера, или крейсера УРО, тоже делятся на тяжелые и легкие, но уже в зависимости от водоизмещения:

- к тяжелым относят крейсера с водоизмещением 15 000-28 000 т,

- легкие - 5000-12 000-тонные корабли.

Главная задача ракетных крейсеров - боевое охранение крупных группировок кораблей, в том числе авианосных соединений. В завнсимости от вооружения ракетные крейсера могут успешно сражаться с субмаринами, надводными кораблями и самолетами противника.

Типичными крейсерами УРО стали американские корабли типа « Леги» и «Велкнап» постройки 1960-х гг. Они имеют водоизмещение 7800-7900 т и наибольшую скорость хода 32 узла. Их вооружение состоит из двух пусковых установок противокорабельных ракет «Гарпун», двух спаренных пусковых установок зенитных ракет «Терьер» и противолодочного комплекса «Асрок».

Особое место среди надводных кораблей занимают атомные крейсера УРО. Первый американский крейсер этого типа «Лонг Бич», имеющий водоизмещение 17 100 т, вступил в строй еще в 1961 г. Применение ядерного реактора сняло ограничения по дальности плавания, позволило по-новому проектировать надстройки.

Дальнейшее развитие атомных крейсеров УРО выразилось в создании кораблей «Бейн- бридж» (водоизмещение 8590 т) и «Тракстан» (9200 т).

В середине 1970-х гг. вступили в строй однотипные атомные ракетные крейсера «Калифорния» и «Южная Каролина». Их водоизмещение 11 000 т, а максимальная скорость 36 узлов. С 1976 по 1980 г. в боевой состав ВМС США вошли атомные крейсера УРО «Вирджиния», сходные по внешнему виду и характеристикам с крейсерами типа «Калифорния».

В 1983 г. на воду сошел новый крейсер УРО «Тикондерога» (водоизмещением 9600 т) - головной корабль в серии из 26 единиц. Энергетическая установка мощностью 80 000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 30 узлов.

Крейсер имеет мощное вооружение: новый зенитный комплекс «Иджис», две пусковые установки противокорабельных ракет «Гарпун», пару установок для зенитных ракет «Стандарт» и противолодочных ракет «Асрок», артиллерию из двух 127-мм и двух 20-мм орудий, а также два трехтрубных торпедных аппарата. Этот длинный список завершает пара противолодочных вертолетов. К середине 1990-х гг. в строй вошли еще 25 таких кораблей, причем последние 17 вооружили крылатыми ракетами «Томагавк».

Сильнейшее ударное оружие (16 противокорабельных ракет «Базальт», 104 зенитные ракеты «Форт» н «Оса») несут на борту российские крейсера типа «Слава», из-за чего их даже окрестили «убийцами авианосцев». Последний из них - «Червона Украина» - пополнил Тихоокеанский флот в феврале 1990 г.

На «Славе» нет атомной энергетики: ее заменяет обычная газотурбинная установка.

Единственные атомоходы в составе российских ВМС - это тяжелые крейсера типа «Киров» (водоизмещение 25 860 т, длина 250,1 м, скорость до 32 узлов), последний из которых, «Пётр Великий», был спущен на воду в 1989 г.

Современное состояние

Со второй половины XX века укрупнение боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация судов для выполнения конкретных задач привело к практическому исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсера, из флотов многих стран. Только военно-морские силы России, США и Перу используют их в настоящее время.

Крейсера флотов мира на данный момент:

США — 22 крейсера УРО типа «Тиконденрога»,

Creatives Commons
Creatives Commons

Россия — 2 тяжёлых атомных ракетных крейсера типа 1144 (Орлан) ("Пётр Великий", "Адмирал Нахимов" (идёт модернизация) 2 вроде готовят к утилизации,

Creative Commons
Creative Commons

Крейсер "Пётр Великий"

Creative Commons
Creative Commons

Крейсер "Адмирал Нахимов"

3 ракетных крейсера типа 1164: "Москва","Маршал Устинов", "Варяг"

Creative Commons
Creative Commons

Крейсер "Москва"

Перу — 1 крейсер-вертолётоносец «Альмиранте Грау» (исп. Almirante Grau) типа «Де Рейтер».

Не Лев Толстой