О чем этот фильм режиссера Соловьева со странным названием "Асса"? Он о грузинах? Нет. "Асса" — это выражение на молодежном жаргоне СССР, которое обозначало сумбур, неразбериху, суматоху...
В фильме столько всего намешано, что сначала кажется, что это и есть сумбур и суматоха: лилипуты, царь Павел I, рок-музыка. Но фильм нужно смотреть внимательно и вникать в каждую деталь, в каждый эпизод.
Фильм создает ощущение документальности происходящего на экране: в нем есть все и ничего лишнего. Символична фигура Крымова — криминального авторитета, советского мафиози, "крестного отца". Он эрудирован, играет в теннис и у него есть юная возлюбленная Алика.
Алика инфантильна, совершенно беспомощное существо, которое на наших глазах превращается в человека, как из гусеницы получается красивая бабочка. Все благодаря встрече с полусумасшедшим юношей по прозвищу Бананан.
В Бананане намешано много чего — он музыкант, фантазер, историк на свой манер, наследник футуристов и шестидесятников. С его помощью мы погружаемся в удивительный мир, зарождающуюся эпоху квартирных выставок, нелегальных концертов, самиздата и кухонных бдений.
Фильм о том, что заканчивается старая эпоха. Общество подходило к рубежу, оно хотело перемен. И когда Виктор Цой в финале фильма поет: "Мы ждем перемен!", в руках тысяч людей зажигаются огоньки надежды и люди рвут свои глотки, прося перемен...
Наивные, бедные люди! Мы просто не знали, что наступающие перемены не принесут счастья и покоя...