Найти тему
Hlas'no

Бездны ритмики: дактиль, амфибрахий, анапест

Оглавление

Доброго времени суток, читатели!

В прошлый раз мы затронули самые главные столпы стихосложения с использованием двух видов стоп - ямба и хорея. Теперь же я хочу немного сказать о трёх других наиболее часто используемых товарищах. И если первые два являются стопами двусложными, то есть состоят из двух слогов, то эти три стопы - трёхсложные.

Из истории

В Древней Греции стопы, как уже было сказано в предыдущей статье, отличались от последовавших их путём русских стоп тем, что слоги в них подразделялись на короткие и длинные, то есть безударные и ударные в русском языке соответственно. Были и другие стопы, как двусложные, так и трёхсложные, количество ударных слогов в которых насчитывало и два, и даже три.

В то же время, некоторые стопы вообще оказывались без ударных слогов, так что их использование в русском стихосложении приводит к порой неприятным сочетаниям, где волей-неволей приходится ставить ударение при прочтении, часто даже там, где это невозможно из-за специфики языка - например, два ударения в одном слове (конечно, такие случаи бывают, тут же говорится о том, что не все сложные слова позволяют такое провернуть).

Всё это объясняется тем, что в Древней Греции, откуда и было взято понятие "стопы", стихосложение было особенным. Оно восходит в ритуальным песнопениям и танцам, когда ритм отбивался ногами - стопами, отсюда и такой термин. Поэтому краткость (безударность) и долгота (ударность) пошли от качества звука притопывания, да и гекзаметрическая система стихосложения Эллады учитывала это, перенося понятие ритмической стопы в песнопение, откуда прямой путь к составлению конкретного напевного текста и созданию поэзии как таковой.

Россиюшка

Россия во времена расцвета поэзии перенимала с Запада многое, но всегда подстраивала это под свои реалии и нужды. Между учеными умами велись неугасимые споры о том, как и что нужно использовать, какие стопы выбирать главными для русского стихосложения, но точку поставили Михайло Ломоносов и фактически создатель современной русской поэзии - Пушкин А.С., которые во главу угла поставили ямб, и на том порешили.

Честности ради стоит уточнить, что они всё равно использовали и другие варианты стоп в своих произведениях, поскольку какой-то один вид стопы жестоко ограничивает художественные возможности поэзии, и многие длинные слова оказываются выброшены из системы стихосложения просто потому, что они ломают структуру стиха. Проблему эту пытались решить, и тот же Маяковский выбрал свой вариант - "лесенку", разбивая слово на слоги и давая ему больше ударений, чем оно может иметь. Вряд ли это было его конкретной целью, но сказать "спасибо" вполне можно.

Для российского стихосложения характерно преимущественное использование двусложных стоп даже в тех случаях, когда авторы не задаются целью создавать свои произведения с их учётом. Правда, такие авторы зачастую довольно халатно относятся к ритмике и очень редко даже просто перечитывают свои перлы, решая для себя проблему редактирования одним противным общим условием: "как по вдохновению пришло, так пусть и лежит".

Трёхсложные стопы позволяют существенно расширить художественные возможности поэтического произведения, поскольку лексический состав пополняется длинными словами, велеречивыми, красивыми, с поэтическим уклоном - тем, чего часто в современных стихах совершенно не хватает, отчего вся суть такого произведения сказывается только в закладываемом смысле или эмоции с минимальным использованием средств художественного выражения. Поэзия создана не для проталкивания в народные массы каких-то идей - это лишь побочная функция - а для выражения другого видения мира, открытия его с новых сторон, новой красоты и чудес в окружающей повседневности, поиска новых путей выражения сокровенных чувств поэта. И ограничения в словах могут фатально сказаться на качестве произведения.

Ну вот, добрались до темы статьи)

Трёхсложные стопы лучше всего использовать в стихотворениях и поэтических произведениях, по Ломоносову, "высокого штиля", таких как ода, трагедия (по древнегреческому канону трагедия создавалась в стихах), поэма (героическая), ораторская речь (тоже уже не в чести). Поскольку в наше время разделения такого невозможно представить, да и почти все жанры ушли в прошлое, трёхсложные стопы лишь создают предпосылки для более вдумчивого, продолжительного, даже степенного чтения, если, конечно, используются соответствующие длинные слова. В ином случае эти стопы просто выполняют функцию точной ритмизации стихов в составе произведения.

Каждый созданный мной пример показывает не только структурные особенности стихов, но и их интонационные, смысловые возможности.

  • Начнём, как полагается, с ДАКТИЛЯ (др.-греч. δάκτυλος «палец»). Как перст указующий, дактиль первым своим слогом показывает на свою сильную часть. Структура этой стопы такова: ударный, безударный, безударный.
Быть без пощады врагами убитыми!

Тут мы видим четыре ударных слога, то есть четыре дактилические стопы. При прочтении автоматически голос подстраивает интонацию, добавляется патетика, и восприятие произведения соответствует замыслу автора. Ударными слогами в стихе оказываются 1, 4, 7, 10.

  • Дальше смотрим на АМФИБРАХИЙ (греч. ἀμφίβραχυς «с обеих сторон краткий»). Перевод названия говорит сам за себя: безударный, ударный, безударный.
Пылают страданий ночные страницы.

По аналогии с дактилем, тут представлен четырёхстопный амфибрахий, то есть мы видим четыре ударных слога в строке. Это более медленный, элегический вид стопы, он наталкивает на размышления, спокойное и задумчивое созерцание.

Амфибрахий, по незнанию некоторых авторов, может использоваться довольно часто в произведении со святой верой в то, что пишущим используется ямб. Этому способствует и менее велеречивый и вычурный язык, всё ещё сохраняющий поэтическую высоту, но использующий его не так заметно, потому без ответственного подсчитывания слогов и ударений в них увидеть амфибрахий может быть проблематично, хоть и не критично. Ударными слогами в стихе оказываются 2, 5, 8, 11.

  • И закончим мы на АНАПЕСТЕ, или АНТИДАКТИЛЕ (греч. ἀνάπαιστος «отражённый назад; обратный <дактилю>»). Судя по названию, ударный слог должен замыкать, завершать стопу на сильной ноте: безударный, безударный, ударный.
Подари мне букет из отравленных роз.

И опять же, для полноты наглядности, я представил четырёхстопный анапест. Если вчитываться в подобный пример, кажется, что перед нами чей-то крик души, он быстро разворачивается в первых двух слабых слогах для того, чтобы выплеснуть эмоцию как можно сильнее в последнем, завершающем. Выбор такой стопы знаменует фактически обязательное использование в качестве первого минимум трёхсложное слово, тогда как предыдущие два вполне могут начинаться с двухсложного, поскольку не создают этим предпосылок к добавлению лишнего ударения в прекрасно выверенную структуру поэтической строки. Ударными слогами в стихе оказываются 3, 6, 9, 12.

Эпилог

Пожалуй, на этом и всё по поводу теоретической части. Текст, расположенный ниже, является моим личным мнением, сформированным по ходу написания статьи, но, конечно же, с пустого места это мнение не появилось, и я стараюсь следовать ему во всём, что касается моего увлечения - создания поэтических произведений.

Порой самое главное - это развитый слух, способный уловить проблемы в звучании стихов, но другое дело, если они вообще не читаются авторами вслух. Потому я считаю наиболее важным для автора, пусть он начинающий или опытный мастер, уметь без капризов и лени послушать самому своё произведение, чтобы выверить его и провести максимально продуктивную последующую редактуру на основе услышанного. Иначе ничего хорошего из этого не выйдет, даже если мысли и чувства в произведении открывают что-то неизведанное в самых дальних тайниках души человеческой. Без должной реализации "никакой сюжет не вывезет ошибок актёрской игры". То же самое касается и поэзии.

Очень надеюсь, что мои опусы вам хоть немного помогают разобраться в порой очень тонких поэтических гранях. Даже я сам, описывая конкретно стопы, открыл их для себя с новых сторон, подобрав, как мне кажется, отличные варианты для их использования в соответствии с динамикой и выражаемой интонацией.

Оставляйте, пожалуйста, свои комментарии по поводу прочитанного, ведь мне важно знать, что я не лью в никуда всю эту информацию, что скопилась в моей голове, и что это вам помогает на самом деле лучше понять какие-то сложные или непонятные моменты.

А на этом я прощаюсь до следующей статьи. Надеюсь, ненадолго)

Из личного архива переписки. Присутствуют две строчки из моего стихотворения.
Из личного архива переписки. Присутствуют две строчки из моего стихотворения.