Пандемия коронавируса заставила множество людей пережить уникальный опыт самоизоляции. Для кого-то карантин в уютной домашней обстановке проходит легко, для кого-то – невыносимо, но стоит задуматься о том, что в средние века находилось немало женщин и мужчин, которые добровольно изолировали себя от общества не ради предотвращения распространения опасных заболеваний, а ради веры.
Для некоторых людей жизни в монастыре было недостаточно, чтобы сблизиться с Богом, поэтому они становились отшельниками или затворниками, живущими в одиночестве. Часто в диких или пустынных местах: в пещере или хижине, либо закрывали себя в крошечной камере рядом с церковью. Здесь они проводили дни и ночи в молитве, размышляя о Господе. Они впоследствии даже становились святыми спустя долгие годы добровольного заточения. Многим затворникам приходили видения, некоторые впоследствии даже становились святыми. Так родившиеся в XIV веке мать Джулиана из Нориджа, которая провела практически всю свою жизнь в одиночной келью была известной провидицей. Она увидела серию из 16 видений и записала каждое из них. В одном она узрела Христа, страдающего на кресте с каплями ярко красной крови стекающими с его головы так быстро, что они были похожи на капли дождя, стекающие с карниза дома. Хотя видение иногда были пугающими, они же и утешали, демонстрировали великую любовь Христа к людям. Джулиана успокаивалась и продолжала сидеть в заточении.
Другим известным затворником был англичанин Годрик Финчале, живший в Норфолде, восточной Англии. Он начинал как торговец, топтал дороги продавая товары, вскоре Годрик разбогател, прикупил пару кораблей и начал путешествовать по Европе, но несмотря на сытую жизнь чувствовал себя нехорошо. В попытке замолить все свои грехи он отдал свои дома и богатство церкви и стал жить как затворник, посвятив всю свою оставшуюся жизнь Богу. За такие заслуги перед католической церковью он был посмертно канонизирован. Не менее примечательной является история монахов-картезианцев, они жили группой в одном здании, но пытались следовать пути затворников, каждый монах спал своей собственной камере в каменном гробу, так они напоминали себе о том, что время на земле будет коротким, а жизнь на небесах вечной им вообще не разрешалось разговаривать друг с другом, кроме как произносить «memento mori» (с латинского «помни о смерти»).
Кстати картезианский церкви часто имели крышу или фасад форме надгробной плиты, а о затворниках заботилась не только церковь, но и богатые меценаты, к примеру король Англии Генрих III стал покровителем 27 затворников из Лондона, которые в обмен на еду и кров над головой без устали молились о душе его отца Иоанна I Безземельного.
Уникальность затворничество заключалась еще и в том, что для средневекового общества, человек, который решил провести жизнь в заточении, взяв на себя грехи человечества, приравнивался к лучшим представителем нации, причем невзирая на то, кем затворник был до этого. Среди православных затворников наиболее известный богослов и публицист Феофан Затворник, епископ православной российской церкви, и монах саровского монастыря Серафим Саровский принимавший на себя подвиги безмолвия и затворничество. Помимо христианства, в куда менее радикальной форме затворничество существовало и продолжает практиковаться в буддизме: к примеру в тибетском буддизме пожизненное затворничество ни разу не упоминается, чаще всего затворниками становятся на фиксированный срок до нескольких лет, этого времени вполне достаточно для осуществления определенного комплекса практик.
Что касается христианства, случаев выхода из затворничество бывали крайне редкими и обусловливались какими-то крайне важными причинами частного или общественного характера