Найти тему
Наш край

О барановичской семье, где с Виктором и Машей подрастают Вера, Надежда, Любовь

Осенью отмечается День мудрости и трех добродетелей: Веры, Надежды, Любви.

Мы побывали в барановичской семье, где царят гармония и благополучие, и наряду с Виктором и Машей подрастают три барышни – Вера, Надежда, Любовь.

– Нам всем сегодня не хватает этих вечных ценностей, которые скрепляют семейные узы, делают их прочными и неделимыми, – говорит Светлана Волынец, начальник городского загса. – К счастью, примеры таких отношений есть, и барановичские семьи рады ими поделиться.

Наталья и Виктор

Они оба учились в Минской консерватории, а познакомились в церкви, где пели в хоре. Их желания и взгляды совпали во всем – и после третьего курса студенты поженились. Наталья взяла фамилию мужа – Юхнель. После выпуска из Академии музыки (консерваторию за время учебы переименовали) по распределению новоиспеченные музыканты поехали в Лиду, а через год, после агитации друзей-однокурсников, переехали в Барановичи. Отсчет их новой жизненной главы здесь начался с 1992 года. Наталья давала уроки в музыкальном училище в качестве музыковеда, Виктор преподавал игру на духовых инструментах. Глава семейства шутит: все эти 28 лет они живут в Барановичах, занимаются творчеством в одном месте, а места рождения у каждого ребенка – разные. Их первенец, младший Виктор, родился в Лиде.

– У нас не было среди близких примеров многодетных семей, – говорит Наталья Леонтьевна. – У меня одна сестра, у мужа – только брат. Но вскоре после рождения Виктора подумали: один ребенок – хорошо, а два малыша – веселее. Спустя полтора года на свет появилась Маша. Бедный Витя: он лишился маминого молока, внимания и даже коляски. Мы видели это и сознательно решили Машу разных детских радостей не лишать.

Виктор младший

– Мы не придумывали своему первенцу имя заранее, – продолжает Наталья. – Когда нам сказали, что родится сын, знали, что это будет Витя. Он появился на свет – и мы поняли, что не ошиблись – Виктор, это его имя!

– У нас все дети занимаются музыкой, – вступает в разговор папа. – Но вовсе не потому, что родители работают в этой сфере. Мы никогда не давили на детей своим авторитетом, не навязывали мнения, более того, не хотели, чтобы они пошли по нашей стезе.

– Витя был такой шустрый, что я сразу решила: надо отдавать на футбол. А он брал палитру, смешивал краски и начинал рисовать. И я поняла: если ребенка куда-то тянет, его надо туда определять. Витя стал посещать изостудию.

Впрочем, мальчишка учился и музыке, занимался на барабанах. Но свой выбор сделал не в пользу музыки: вдруг после девяти классов в 14-й средней, где профильным предметом стала математика, объявил, что хочет поступать в колледж. Поступил в Минский энергетический, окончил, сейчас работает в Минске по специальности. Не порывает с творчеством – продолжает рисовать, его работы заставляют думать.

Активный Витя в школе не раз получал замечания по поведению. А когда уехал учиться в столицу, посерьезнел, стал самостоятельным, подрабатывал в «Макдональдсе». Очень любит кулинарить, приучен к порядку. Сын часто приезжает в родительский дом. Но фотографироваться для газеты младший Виктор отказался наотрез.

– Когда я достигну чего-то стоящего в жизни, тогда и сфотографируюсь, – эта позиция молодого человека заслуживает уважения.

Маша

– Девочка билась ножками в животе, и мы поняли, что это Маша, – улыбается мама. – Предчувствие. У друзей дети рождались, и они еще долго выбирали им имя, а мы своё знали сразу.

В противоположность активному брату сестричка росла спокойной, уравновешенной, в чем-то даже флегматичной. 20-летняя красавица Маша и в нашем присутствии больше слушала, чем говорила. За внешним спокойствием скрывается яркая творческая натура. Маша тоже посещала художественную, музыкальную школы – играет на фортепиано, поет, танцует. Родители уже видели дочь успешным дизайнером, когда та однажды объявила маме: «Хочу преподавать музыкальную теорию и сольфеджио». Мама ахнула: «Так это же моя специальность!»

Маша учится в музыкальном колледже – будущий музыковед.

Вера

Вере 15. Она – девятиклассница в четвертой гимназии. Учится в музыкальной школе при колледже, мечтает о профессии учителя музыки.

Точеная, открытая, дружелюбная, целеустремленная девочка, к рождению которой маму с папой подтолкнула церковь. В протестанской церкви, которую посещает семья, много многодетных семей. И наглядный пример, когда трое детей в семье – это не сложно, стал решающим.

Семья снимала в городе квартиру. К рождению третьего ребенка супруги уже жили в своем домике в деревне Звездной, на тот момент Барановичского района, где они купили старенькую избу и всё перестроили – достроили, оставив только крепкие деревянные стены. Наталья вспоминает:

– Знамение, до этого подсказывавшее нам имена детей, закончилось, не было и понятия, какой у нас будет ребенок и как его зовут. Муж пошел в церковь, стоит на службе и слушает проповедь пастора: «Веры у вас нет! Должна быть вера!..» Вернулся домой и говорит мне: «Если родится мальчик, ты даешь имя, девочка – я назову ее». Спрашиваю: «Как хочешь назвать?», Виктор отвечает: «Вера». Мне, честно говоря, не нравилось это имя. И вот идем на УЗИ, и доктор говорит: «У вас девочка». Муж – радостно: «Отлично! Это Вера!» А мне всё хотелось по-другому; может, Вероника? Красивее, звучнее. А когда увидела глазенки своей девочки, они мне сразу сказали: «Я – просто Вера. И не надо ничего преувеличивать, ничего приукрашивать».

Вере было лет пять, когда она первый раз увидела гитару. И тут же к папе: «Я хочу играть на ней». Мудрый Виктор Викторович не отказал, но выдвинул условие: «Вера, основа всего – фортепиано. Выучишься на фортепиано – потом, пожалуйста, гитара». Отец думал, что с годами дочка оставит мечту о струнном инструменте. А Вера окончила музыкальную школу по классу фортепиано, а потом за один год прошла всю трехгодичную программу игры на гитаре. Сейчас собирается стать учащейся музыкального колледжа, готовится к поступлению.

Трудолюбивая Вера занималась еще и вокалом, неизменная участница всех барановичских праздников. В 2016-м стала победителем фестиваля детского творчества «Сундук талантов» в гимназии и в том же году выиграла международный конкурс «Славянские встречи».

Надя

Мама с любовью говорит, что каждый ее ребенок – уникальный, самостоятельный, разносторонний, при этом не похожий на другого.

– Нам было сложно с Витей и Машей – они родились друг за другом, а когда появилась Вера, всё встало на свои места. Мы поняли, что ей скучно и нужен братик или сестричка. 12 лет назад у нас родилась девочка, Надя. Мне только не нравилось, что имя дочурке дали исходя из того, что уже есть Вера. Договорились: не будем торопиться. А когда приехали из роддома домой, посмотрели на малышку – решили: это наша Надя!

Надюша – уникальный ребенок. Все три девочки занимались фигурным катанием, Надя на коньках с семи лет. Фигурное катание для маленькой девочки на много лет стало образом жизни. Шесть раз в неделю тренировки, весь июнь – спортивный лагерь, нет ни каникул, ни выходных – Надя упорно училась виртуозному, профессиональному катанию на льду.

– Я поражалась её работоспособности, упорству, желанию стать лучшей, – замечает мама. – Она всегда была занята. Но кроме фигурного катания наша девочка ничего больше не видела. И когда я осознала, что многие детские радости проходят мимо моего ребенка, что в жизни есть еще так много интересного, мы с Надей решили переориентироваться. Дочка пошла в музыкальную школу, играет на саксофоне, ходит в художественную школу, изучает, как и Вера, польский язык. Казалось бы, загружена, занята. Но я видела, что Надюша страдает. Она не понимала, как это: есть и то, и другое, а спорта – нет? И как-то сказала: «Мама, ко всем этим занятиям я хочу добавить спорт». Как я могла отреагировать на желание дочери? Конечно, только так: «Иди, Надюша, на легкую атлетику». Но моя девочка проявила спортивный характер: «Не моё это, мама».

Однажды возвращается из школы радостная: «Мама, в школу приходила тренер, пригласила заниматься биатлоном. Я согласилась! Это – моё!» И наша Надя начала заниматься биатлоном. Только-только встала на ролики, как уже поехала на соревнования в Раубичи. Очень ей нравится этот вид спорта!

– Когда Надя каталась на льду, занималась фигурным катанием, – присоединяется папа Виктор Викторович, – мы всё покупали за свои деньги. А здесь всё предоставляет и оплачивает спортивный клуб. Надя увлечена биатлоном, думаю, еще и потому, что этот вид спорта близок к фигурному катанию, где надо показать и мастерство, и скорость. А шестиклассница 14-й школы Надя Юхнель любит и скорость, и риск.

Люба

В семье росло четверо детей, и казалось, надо ставить точку.

– Глядя на вечно занятую Надю, мы понимали, что невозможно качественно воспитать ребенка, не уделяя ему максимум внимания, – рассуждает Наталья Леонтьевна. – А на это требовалось время. Вместе с тем присутствовало какое-то интуитивное чувство, что кого-то у нас не хватает, есть некая незавершенность в семье. И надумали: наверное, должен быть еще ребенок. За Любу мы молились, потому что у меня были проблемы со здоровьем. Прошло девять лет после Нади, и вот она – Люба!

…Трехлетняя Любаша, услышав, что мы говорим о ней, быстро подбежала к старинному роялю, который уютно устроился в большой гостиной, и послушными пальчиками стала наигрывать мелодию. Чем очень меня поразила.

– Ого! Судя по всему, еще один музыкант подрастает! – не удержалась я.

– Люба родилась 1 мая, с врожденным пороком сердца, – говорит мама, и меня пронизывает легкая дрожь. – И сразу попала в реанимацию родильного дома. Медики мне разрешали приходить к дочурке, я протягивала свою руку в кювез и держала её крохотную ручку, шепча: «Выздоравливай, мы тебя очень любим и ждем!» Такие замечательные сотрудники работают в реанимации роддома, так поддерживали нас, мамочек, чьи детки нуждались в помощи медиков. И всегда говорили: «Слезы оставляйте за дверью, детям они не нужны, им нужна ваша любовь». Так мы обрели Любу – Любовь! В нашей жизни была и еще одна Люба – замечательная и добрая Любовь Алексеевна Мазовская, завуч по учебной работе, которая курирует начальную школу в СШ № 14, куда ходили все наши дети. Как только называли имя Люба, перед глазами вставала Любовь Алексеевна. Так что наша Люба – и в честь нее!

Люба перенесла две операции в детском кардиохирургическом центре в Минске. И какая славная выросла! Теперь в нашей семье всё вертится вокруг Любы, все старшие дети ухаживают за ней, помогают нам.

Наталья и Виктор

– Наталья Леонтьевна, и всё же, как вы управляетесь с детьми, с маленькой Любой? Не работаете?

– Почему же? Работаю.

– Мы по очереди: если Наташа преподает в первую смену, я – во вторую, – улыбаясь, подхватывает разговор Виктор Викторович. – Дома постоянно кто-то есть.

Мои собеседники обо всём, даже о трудностях, говорят легко. Мне кажется, я знаю разгадку такого поведения: всё дело в бережных и теплых отношениях супругов друг к другу. Они еще не достроили до конца дом, но зато несколько раз всей семьей ездили к морю. Вместе ухаживают за участком в 23 сотки! На травке пасутся козочки, их шесть, кудахчут куры. Оказалось, и папа умеет доить коз!

– Я жене говорю: если мы академию музыки окончили, неужели не сможем научиться доить? И это искусство освоили!

– Я задаю себе вопрос: если бы отмотать всё назад, решилась бы я сегодня на рождение пятерых детей? Решилась бы! Каждая жизнь должна появиться, достойна быть здесь!

P.S.

…Как-то Маша пошла в гости к своей подружке, у которой только один брат. Вернувшись домой, произнесла: «Как-то тихо там. Вот у нас жизнь!»

– Вера, а как тебе в твоей семье живется? – задаю вопрос и на свой ответ получаю вздернутые кверху два больших пальчика.

Светлана ГИЛЬ

Фото Бориса НОВОГРАНА