Азербайджанцы — тюркский народ, по большей части исповедующий ислам шиитского толка. Этногенез армян до сих пор неясен, но существует точка зрения, что их национальная идентичность сформировалась на основе синтеза хурритов, урартов и хаттов. При этом Армения стала первым государством, провозгласившим христианство своей государственной религией. Произошло это при царе Трдате III приблизительно в 301 году
Русских, да и славян там нет. Вот в Югославии были славяне, русские солдаты с добровольцами, а тут пусто.
Возвращаясь к международному праву: учитывая, что Нагорный Карабах не признан ни одним государством, кроме частично признанных Абхазии, Южной Осетии и непризнанного Приднестровья, получается, что в данный момент на территории Азербайджана идёт гражданская война.
Председатель Общества русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» Константин Малофеев верно отметил: «Карабах находится на территории, с точки зрения международного права, Азербайджана, и, соответственно, все семь районов находятся там же, и поэтому то, что происходит сейчас там, — это гражданская война на территории Азербайджана».
Проблема же ещё в том, что сама Армения не признаёт Арцах ни независимым, ни составной частью своего государства. Кроме того, Армения сама не особо воюет с Азербайджаном, тем самым косвенно признавая, что война не армяно-азербайджанская, а гражданская. На это указывает ещё и то, что армянские вооружённые силы не ведут наступление на флангах, в том числе на Нахичеванскую Автономную Республику, которая находится между Арменией и Ираном и территориально отделена от Азербайджана. Таким образом, как бы Россию ни пытались втянуть в конфликт, оснований для вмешательства в него нашей страны нет.
В интервью изданию Sputnik президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «Ни при каких условиях территориальная целостность Азербайджана не может быть нарушена, ни при каких условиях Азербайджан не даст согласия на независимость Нагорного Карабаха».
В свою очередь премьер-министр Армении Никол Пашинян в разговоре со Sputnik объяснил: «Азербайджан не хотел и не хочет принять право на самоопределение армян Нагорного Карабаха. И право на самоопределение Нагорного Карабаха — это для нас красная черта, которую мы не можем перешагнуть».
И ради чего воевать? Армения является союзником России по ОДКБ, но на данный момент нет ни одного повода задействовать военный договор. Да и армянское правительство не просит о помощи. Армения является членом Евразийского экономического союза, но это экономическая организация, к войне она не имеет никакого отношения. Есть только один повод русскому солдату прийти на эту войну — и этот повод начали потихоньку раскручивать.
8 октября дважды был обстрелян собор Казанчецоц — Святого Всеспасителя в Шуше, что вызвало большой общественный резонанс. При обстреле пострадали не только простые люди, но и российские журналисты. Стороны конфликта возложили ответственность друг на друга.
Президент Азербайджана объяснил случившееся так: «Есть подозрения в том, что это дело рук армян, которые хотят обвинить нас. Если это было сделано азербайджанскими военными формированиями, то здесь была ошибка. Среди наших мишеней нет исторических или религиозных целей».
Только Алиев забыл упомянуть один случай времён первой карабахской войны. Тогда азербайджанские вооружённые силы складировали в храме ракеты, применяемые для системы «Град». Такой выбор места их хранения обосновывался тем, что армяне не будут стрелять по церкви.
В МИДе Армении заявили: «8 октября вооружённые силы Азербайджана нанесли воздушные удары по Собору Святого Всеспасителя Казанчецоц в центре культурной столицы Арцаха — городе Шуши, причинив ему значительный ущерб. Это очередное преступление военно-политического руководства Азербайджана, изобличающее его антигуманную сущность».
У нас нет доказательств, кто именно вёл огонь. Это могли быть даже сирийские боевики. Хотя Ильхам Алиев утверждает, что «мы (Азербайджан. — Ред.) никогда не допустим, чтобы на нашей территории свили гнёзда какие-то террористические организации, тем более чтобы они предоставляли угрозу для нашего народа и для наших соседей», газета The Washington Post сообщила о гибели 52 террористов в Нагорном Карабахе. Их тела уже переправлены через Турцию на родину. Можно предположить, что обстрел собора производили именно недобитки, однако на данный момент доказательств нет, это всего лишь предположения, но, зная религиозность армянского народа и его отношение к Церкви, картина самообстрела не складывается. Именно затрагивание наших христианских ценностей может стать тем самым триггером для решительных действий со стороны России.
Константин Малофеев в эфире телеканала «Царьград» предупредил: «Картинка с христианским храмом — разрушенным, где образы Божьей Матери и Спасителя пострадали и вокруг лежат святыни, — это точно такой же casus belli (повод для войны. — Пер.) с моральной точки зрения для русских христиан, и они, я надеюсь, это осознаю́т».
Да, именно нападение на христианские святыни включает в Российской Федерации режим Третьего Рима — защитника христиан и даёт объявить русский крестовый поход тем, кто посмел посягнуть на святое. Что будет дальше — известно одному Богу, но, похоже, уже сейчас среди азербайджанской верхушки зреет понимание совершённой ошибки. Единственная цель таких обстрелов — разжечь религиозную вражду, однако мы, русские, не можем оставаться в стороне. Вспомните реакцию на события в Косово, когда албанские террористы начали громить православные храмы. Именно эти события послужили поводом для русских поехать защищать православных братьев-сербов. Ситуация повторяется.
Председатель «Двуглавого Орла» объяснил: «Если это продолжится, то мы не сумеем сохранить нейтралитет для себя в этой ситуации. Мы христиане… Они (азербайджанцы. — Ред.) это понимают. Они должны понимать, что армянские церкви — и для нас церкви, и в этой ситуации, независимо, кто первый начал, для нас, русских, будет очевидно, что мы не можем стоять в стороне».
Остаться в стороне или идти защищать христианские святыни будет выбором каждого, но нужно чётко понимать, что если завтра мы спустим с рук такое, то через два дня это легко может повториться у нас. Враги увидят нашу слабость, наше маловерие. Разве это будет по-русски?
Нам пытались навязать чуждую веру, но мы выстояли. Наши праведные предки шли освобождать христиан на Балканах. У наших солдат на знамёнах было написано: «За Веру, Царя и Отечество». Царя мы потеряли, но сохранили Отечество и Веру. Да, война трудна, но победа красна и в случае повторения обстрелов христианских святынь мы будем обязаны встать на защиту нашей Веры.