Осенняя пора с ее меланхоличной и зябкой погодой настраивает на философские размышления и все чаще возвращает нас к мысли о доме. Хочется поскорее вернуться домой и, укутавшись в теплый плед, подумать о чем-то, почитать истории из жизни выдающихся людей, задуматься о своей… Предлагаем вам не искать пищу для размышлений этим дождливым вечером, а вместе с нами совершить увлекательную прогулку среди домов-памятников Тверского и Мещанского районов Москвы. Каждый из них хранит память о своих владельцах и знаменитых гостях – Чехове, Гиляровском, Есенине, Высоцком и других знаменитых личностях.
Доходные дома Москвы
В Москве сохранилось много доходных домов. Понятие “доходный дом” означает, что квартиры в нем сдавались в аренду, но не продавались. В разное время квартиры в доходных домах снимали Чехов, Гиляровский, Шаляпин. На первых этажах доходных домов располагались магазины, лавки, парикмахерские.
Комплекс доходных домов был построен для московского предпринимателя Алексея Бахрушина.
«В Москве хорошо была известна эта купеческая старообрядческая фамилия, – рассказывает гид. – После смерти отца семейства, трое братьев Бахрушиных решили вести семейное дело сообща. Они пообещали друг-другу никогда не брать денег в долг и всегда жертвовать часть средств на благотворительность. Впоследствии за братьями даже закрепился образ благотворителей. В городе можно найти здания их доходных домов, приютов и театральный музей Алексея Бахрушина».
До начала 20 века особенностью доходных домов была стоимость квартир, которая разнилась в зависимости от расположения жилья. Квартиры на верхних этажах были дешевле тех, что находились внизу. Под самой крышей селились бедные студенты и художники, а зажиточные горожане выбирали себе жилье на втором и третьем этажах доходного дома.
Самые дорогие квартиры сдавались на первой линии с окнами на фасадной стороне здания на вторых-третьих этажах. Квартиры подешевле были на втором-третьем с окнами во двор и на пятых-шестых этажах. Тенденция отчасти сохранилась и сегодня.
Доходные дома на бульварах
История столичных бульваров берет свое начало в 19 веке. Эти прогулочные аллеи возникли на месте крепостных стен Белого города. Земли внутри стены принадлежали царским родственникам, боярам, чиновникам. Их владения не облагались налогом, а потому назывались «белыми». За чертой стены (на «черной» земле) жили ремесленники.
Кирпичная стена Белого города простояла с момента постройки в 16 веке целых 200 лет, потом ее разобрали и создали на этом месте бульвары.
Бывшие проездные башни превратились в площади. У каждой башни были ворота. Память о них сохранилась в названиях площадей у Мясницких ворот, Петровских ворот, Никитских ворот, Яузских ворот.
«Многим хорошо знакома «Яма» на Хохловской площади. Там был расчищен белокаменный фундамент старой стены Белого города. Сейчас на ее месте – Бульварное кольцо. Строго говоря не кольцо, а подкова, но никто не называет его подковой», – подмечает гид Георгий Макеев.
Знаток истории тут же рассказывает красочную зарисовку одного дня из жизни столичного бульвара.
«Во все времена бульвары жили в городском ритме. С течением времени мало что поменялось, – говорит Макеев. – Самыми первыми с утра на бульварах появлялись сторожа с метлами, и тучами пыли будили ночевавших на скамейках бродяг. Потом на прогулку выходили няни с воспитанниками. Мимо в направлении учебных заведений проносились стайки школьников и школьниц. Вечерами по бульварам фланировала публика. В 19 веке бульвары считались самыми гламурными местами в Москве. В наши дни они по-прежнему сохраняют статус прекрасных прогулочных пространств».
По указу императора Павла при въезде в город, там, где находились торцы бульваров, были построены гостиницы, преимущественно двухэтажные. Сегодня их осталось всего пять. Почти все они – плоды трудов архитектора Стасова. Два таких здания сохранились на Хохловской площади.
Знаменитая Петровка, 38
Оказавшись на улице Петровка в Москве, большинство людей вспоминают топонимом «Петровка, 38». Речь идет о большом бежевом здании Главного управления МВД по городу Москве.
Когда-то там находился особняк князя Щербатова, но сейчас его исторический вид сложно узнать после проведенной перестройки. Некоторое время там были московские казармы. В советские годы здание занимал Московский уголовный розыск, где по сюжету кинофильма «Место встречи изменить нельзя» работали главные герои картины Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Не так давно памятник знаменитым персонажам из фильма был установлен на ступенях при входе в здание. Скульптура изображает момент их знакомства, показанный в первой серии кинофильма. Роль Глеба Жеглова сыграл Владимир Высоцкий. В 1991 году памятник советскому поэту был установлен в сквере у Петровских ворот.
«Сейчас сложно судить о причинах установки памятника именно в этом месте. Мне кажется здесь прослеживается ирония и в то же время извинение. Ведь есть же у Высоцкого строки:
Хоть всегда во всё светлое верил —
Например, в наш советский народ, —
Не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот».
Памятник в итоге поставили и как раз-таки у Петровских ворот.
Дом цирюльника Андреева на Петровке
Знаменитая цирюльня мастера Ивана Андреева в здании доходного дома на Петровке, 19, по сей день удивляет прохожих красотой внешнего убранства и богатством лепнины. В свое время он принадлежал предпринимателю Коровину.
По словам Георгия Макеева, заслуженный профессор парикмахерского искусства, известный как Иван Андреев, раньше был бывшим крепостным Иваном Андреевичем Козыревым.
«Получив вольную, он переехал из Калужской губернии в Москву и долгое время работал подмастерьем, – рассказывает гид. – В его обязанности входило кипятить воду, колоть дрова и растапливать мастеру самовар. Все это было далеко от прямых обязанностей мастера парикмахерского искусства. Так продолжалось долгие девять лет, пока Ивана не заметил другой цирюльник и не пригласил на работу в свой салон. На новом месте пришлось снова трудиться на протяжении девяти лет. По истечении этого срока Иван наконец смог открыть свой собственный салон красоты по образу европейских. Сам цирюльник за границей никогда не бывал, но видел фотоснимки в разных журналах. Позднее он сделал блестящую карьеру парикмахера, даже был удостоен серебряной медали на всероссийском конкурсе мастеров парикмахерского искусства. Спустя несколько лет Иван Андреев получил множество наград в Париже, где собирались его коллеги. Тогда же он был удостоен почетного звания профессора парикмахерского искусства и взрастил целое поколение других известных мастеров. Стрижка у Андреева на Петровке стала чертовски престижной и очень дорогой».
Гений места сохранился по сей день. На Петровке сейчас работает несколько популярных и модных барбершопов.
Дом на Петровских линиях
Доходный дом московского Товарищества Петровских торговых линий был построен в нулевые годы прошлого века. Петровские линии всегда были и остаются дорогим кварталом. Улица имеет еще одну необычную особенность – она совершенно симметрична. В Москве существует всего две абсолютно симметричных улицы – Петровские линии и Ветошный переулок.
Некоторое время здесь жила женщина-профессор Софья Ковалевская. В нулевые годы прошлого века здесь был открыт первый автомобильный салон «Рено» в Москве. Одной из первых женщин-автомобилисток города была Лиля Брик.
«Она отучилась на права и в одну из первых поездок совершила наезд на пешеходов, задев маму с ребенком. Разбирательство на улице закончилось тем, что Лиля Брик купила девочке пуловер. Лиля Брик хотела «фордик», но Маяковский привез ей из командировки в Париже автомобиль «Рено». В Москве практически не было автомобильных магазинов. Запчастей не хватало и потому в следующую командировку в Европу Маяковский уже поехал с длинным списком запчастей для машины», – поведал забавную историю Макеев.
Сейчас Петровские линии примечательны своими заведениями, известными в узких кругах. Например, в подвале одного из домов находится бар «Менделеев». Он относится к категории заведений speakeasy, то есть нелегальным питейным клубам, где во времена сухого закона продавались крепкие алкогольные напитки. Бар работал без вывесок. По сей день он продолжает работать в прежнем режиме.
Дома в Столешниковом переулке
Жилые дома в Столешниковом переулке практически незаметны и теряются на фоне модных бутиков. Столичный бомонд привык наведываться сюда за модными вещами. Фешн-среда захватила Столешников переулок во времена прихода в Москву дорогих брендов. Большинство известных марок одежды предпочитали открыть первые бутики не на шумном Кузнецком мосту, а в тихом Столешниковом переулке.
«Нельзя просто так гулять по Столешникову переулку и не затронуть тему советских заведений общепита. Столешников переулок был примечателен ими, – делится знаниями Макеев. – Долгое время здесь находилась одна из самых известных пивных под названием «Ладья». Посетители между собой называли ее «Ямой». В злачном месте собирались любители пенного напитка. Публика была самая разношерстная, начиная от известных актеров и заканчивая уголовниками. Увидеть заведение можно во фрагменте фильма «Берегись автомобиля», когда главный герой пьет “ерша”».
Сегодня о «Яме» ничто не напоминает. В один прекрасный момент здание буквально провалилось под землю. Его пришлось отстраивать заново. Через дорогу от «Ямы» располагался самый известный винный магазин француза Ливе. В советское время там был магазин Главвино Министерства пищевой промышленности СССР.
В одном из домов Столешникова переулка на протяжении почти 50 лет прожил Гиляровский. Сейчас там располагается филиал Музея Москвы. К личности самого русского писателя он имеет весьма посредственное отношение.
Известно, что над входом в квартиру Гиляровского всегда висела завязанная узлом кочерга, как предупреждение незваным гостям.
«Гиляровский родился в Вологодской губернии. В 16 лет он ушел из дома и примкнул к бурлакам на Волге. Сначала его не хотели брать в ватагу из-за маленьких рук. Тогда парень молча взял монетку и согнул ее пополам. Решительного парня взяли. Спустя пару лет скитаний он вернулся домой и, желая продемонстрировать отцу свою молодецкую силу, завязал узлом кочергу. Отец рассердился на сына, что тот портит кухонную утварь и тут же выпрямил кочергу обратно», – поделился историей гид.
Гостить у Гиляровского любили Чехов и Станиславский. Прохожие слушали как из окна квартиры поет Шаляпин. В квартире Гиляровского висело очень много картин. Знакомые часто удивлялись этому, тем более что все полотна отличались простотой. Оказывается, это были работы учеников Академии ваяния, живописи и зодчества. Покупая рисунки начинающих авторов, Гиляровский хотел ободрить художников на творческое развитие.
Дом с грифонами и кадуцеем на Кузнецком мосту
Дом с грифонами на Кузнецком мосту является зданием бывшего Московского торгового пассажа. С конца 19 века здание принадлежало швейцарским предпринимателям Мюр и Мерилиз. В нем располагался филиал их главного магазина, ныне известного как ЦУМ. В советское время там были самые разные организации и коммунальные квартиры. Считалось, что Грифоны – это самые надежные сторожи драгоценностей и кладов. Кадуцей бога Меркурия с двумя змеями по центру обычно изображали на торговых зданиях или домах московского купечества.
«Сталинки» на проспекте Мира
«Сталинками» называются дома с просторными квартирами, высокими потолками и красивыми фасадами. В оформлении фасадов зданий часто присутствовали вазоны, необычные балконы с утопленными нишами, прорисованные карнизы, колонны коринфского ордена. Читалась некоторая отсылка к итальянской средневековой архитектуре, которой и вдохновлялась советская классика. Такими домами застраивали впоследствии главные проспекты и центральные набережные Москвы.
«С этими домами произошла удивительная метаморфоза. Когда их только начали строить в конце 30-х годов, здания смотрелись слишком вычурно на общем фоне, казались перегруженными красотой. Сейчас в Москву приезжают изучать именно этот стиль в архитектуре – Сталинский ампир», – сказал Макеев.
В конце 1930-х на проспекте Мира были построены дома с элитными квартирами. В то время улица носила название 1-ая Мещанская. В преддверии открытия в 1937 году Всесоюзной сельскохозяйственной выставки она пережила глобальную реконструкцию. Улицу сильно расширили и застроили монументальными советскими зданиями. Одна из ранних «сталинок» была построена здесь в 1938 году.
Оказывается, проспект Мира в свое время даже претендовал на звание парадной северной магистрали Москвы, но уступил Ленинградскому проспекту, который тоже строился со сталинским размахом.
Москвичам и гостям города будет интересно на досуге самим совершить прогулку по Москве среди домов-памятников. Знакомство с богатой историей столичных построек прошлого века подарит им массу положительных впечатлений. Каждое историческое здание стоит того, чтобы рассмотреть городские дома-памятники повнимательнее.