В 2021 году за задание 1 ЕГЭ по литературе можно заработать 1 первичный и 3 вторичных балла соответственно.
На его выполнение рекомендую тратить не более пяти минут. Чтобы его выполнить, нужно знать теорию о литературных родах, направлениях и жанрах.
В этой статье мы вспомним то, что необходимо знать на экзамене о литературных направлениях.
Основные направления литературы:
- Классицизм. Конец 17- начало 19 вв. Для этого направления характерно правило "трёх единств": единство времени, единство места, единство действия (сюжет раскрывает решение только одной проблемы). То есть действие произведения происходит в одно время, в одном месте и развивает одну сюжетную линию.
Для классицизма также характерны:
- Культ разума (в борьбе между разумом и чувством всегда побеждает первое, рациональность),
- статичность героя (герой может быть только отрицательным или только положительным),
- четкая жанровая иерархия ( все жанры делятся на высокие: ода, трагедия, эпопея; средние - драма, элегия; низкие - сатира комедия, басня). Для высоких жанров используется книжная лексика, старославянизмы. Средние жанры наряду с книжной лексикой допускают использование просторечных слов. Для низких жанров характерна просторечная лексика. С помощью высоких жанров описывали жизнь знатных людей, служителей Отечества (царей, князей и т.п.), средних - жизнь представителей средних сословий, низкие - жизнь простых людей.
- Черты характера героев подчёркиваются "говорящими" фамилиями.
- Проблематика классицистических произведений: нравственная или гражданская.
- Цель - нравственное воспитание. К этому литературному направлению можно отнести "Памятник" Г.Р. Державина, "Недоросль" Д.И. Фонвизина.
- Сентиментализм . Конец 18 века - начало 19 века. В переводе с латинского языка этот термин означает "чувство". Сентиментализм - это литературное направление, возникшее в эпоху между классицизмом и романтизмом.
Основные его черты:
- Культ чувства. В борьбе между чувством и разумом побеждает первое.
- Культ природы. Действие произведений происходит на фоне фантастических пейзажей. Природа - это фон психологических переживаний героев.
- Стремление представить человеческую личность в движении мыслей, чувств и души в целом, то есть характер героя не статичен, находится в развитии.
- Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий. Доброе имя может быть у любого человека, и у князя, и у простолюдина. Перед чувствами все равны.
- Главное - освобождение "естественных" чувств.
- Высокий накал эмоций. Герои постоянно переживают.
- Индивидуализированность героя, способность сопереживать, его субъективный взгляд на мир, внимание к его внутреннему миру (психологизм).
8 . Культ неиспорченности и врождённой нравственной чистоты. Сентименталистское произведение: "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина. Именно Карамзину принадлежат слова: "...И крестьянки любить умеют".
- Романтизм. Конец 18 в - 1830-е гг.
- Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Обычно это герой-бунтарь, непримиримый с миром. Это человек необычный, сильный духом, одиночка, которого не понимают другие люди, который неудовлетворен собственной жизнью.
- Мечтательная созерцательность.
- Культ природы, чувств и естественного в человеке.
- Стремление личности к бесконечной свободе, к самосовершенствованию и обновлению, личной и гражданской независимости.
- Безнадежность, отчаяние героя, его сомнения по поводу справедливости мироздания.
- Вера в судьбу (рок).
- Романтическое двоемирие (чувства героя противопоставлены окружающей действительности).
- Бегство героя из реального мира в другой, ирреальный, идеальный мир. Отсюда тяготение к прошлому, традициям и культуре своего и других народов. Тяга к мистификации.
Романтические произведения: "Цыганы" и "Кавказский пленник" А.С. Пушкина, "Мцыри" и "Демон" М.Ю. Лермонтова.
- Реализм. 19 - 20 вв.
- В основе художественного изображения действительности лежит принцип историзма.
- Изображение типичного героя в типичных обстоятельствах.
- Основное средство познания себя и окружающего мира - реальность. То есть все герои изображаются во взаимодействии с окружающим миром.
- Значимость деталей интерьера, портрета, пейзажа.
- Типизация персонажей, изображение человеческих прототипов.
- В основе любого реалистического произведения лежит конфликт героя и общества.
- Изображение героев и событий в развитии.
- Обусловленность характера героя общественной средой.
- Исследование причин социальных явлений.
- Психологизм.
- Новые типы героев: тип "маленького человека" (Мармеладов, Макар Девушкин, Акакий Акакиевич Башмачкин), тип "лишнего человека" (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип нового героя ( например, Базаров). К реалистическим произведениям относятся "Горе от ума" Грибоедова, "Онегин" Пушкина, "Герой нашего времени" Лермонтова, "Преступление и наказание" Достоевского, " Война и мир" Л.Н. Толстого "Обломов" Гончарова, "Отцы и дети" Тургенева и т. д.
- Разговорная лексика, живой разговорный язык.
- Натурализм ( natura - природа).
- Точное, объективное изображение реальности и человеческих характеров, обусловленных физиологической природой и окружающей средой.
- Предмет изображения - основы человеческой психики, быт, духовный мир личности.
- Иногда отсутствие сюжета как такового.
- Цель - точно изображать жизнь без идеализации и прикрас. Натуралисты не считали, что литература должна быть развлекательной.
Черты натурализма можно увидеть бы произведениях "Яма" Куприна, "Деревня" Бунина.
- Модернизм. Делится на
- Символизм (1870-1910 гг). Символисты использовали ассоциативные возможности слова; главное слово передачи скрытых смыслов для них - символ; обращались к классическим произведениям античности и эпохи Возрождения; считали искусство интуитивным способом постижения мира; занимались собственным мифотворчеством; предпочтение отдавали лирическим стихотворным жанрам; праосновой жизни и искусства считали музыку; особое внимание уделяли ритмике стиха; демиургичность - идея изменения мира через творчество. Яркие представители: Бальмонт, Брюсов, А. Белый, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Блок.
- Акмеизм (1913-1914). С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Кузьмин, А.Ахматова в своем раннем творчесве и другие представители этого течения в своих произведениях изображали предметный мир и земную красоту. Особенности:
- разрыв с символизмом, отказ от символа как способа поэтического воздействия,
- отрицание мистического,
- точность слова,
- материальность предметов и образов,
- стремление к художественноиу преобразованию несовершенных жизненных явлений,
- самоценность каждой вещи и каждого жизненного явления.
Предназначение акмеизма приверженцы этого течения видели в облагораживании человеческой души.
В переводе с греческого акмеизм обозначает "цветение", "цветущая пора".
3. Футуризм (1910-1912 гг). Футуристы создавали вокруг себя эпатажную, бунтарскую атмосферу. Они всячески стремились выделиться, быть не такими, как все. Они лелеяли мечту о создании сверхискусства, способного преобразовать мир. Они стремились к изменению традиционного русского языка, вводили в речь массу окказиональных слов (словотворчество), искали новые рифмы и ритмы. Вспомним, как Маяковский в своем творчестве чаще опирался не на содержание, а на форму стиха - располагал стихотворные строки, неравнозначные по длине, лесенкой. Стремление создать декламацию (произносимый текст). Представители: Маяковский, Северянин, Хлебников, Бурлюк.
4. Имажинизм. 1920-е годы. Цель творчества - создание образа. Представители: Есенин, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич. Слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Имажинисты развивали язык через метафору.
Читайте ещё статьи о родах литературы и литературных жанрах, чтобы успешно выполнить задание 1 ЕГЭ по литературе.
Пишите свои пожелания.