Найти тему
ЕГЭ по литературе

Готовимся к заданию 1 ЕГЭ по литературе. Повторяем литературные направления.

В 2021 году за задание 1 ЕГЭ по литературе можно заработать 1 первичный и 3 вторичных балла соответственно.
На его выполнение рекомендую тратить не более пяти минут. Чтобы его выполнить, нужно знать теорию о литературных родах, направлениях и жанрах.

В этой статье мы вспомним то, что необходимо знать на экзамене о литературных направлениях.

Основные направления литературы:

  • Классицизм. Конец 17- начало 19 вв. Для этого направления характерно правило "трёх единств": единство времени, единство места, единство действия (сюжет раскрывает решение только одной проблемы). То есть действие произведения происходит в одно время, в одном месте и развивает одну сюжетную линию.

Для классицизма также характерны:

  1. Культ разума (в борьбе между разумом и чувством всегда побеждает первое, рациональность),
  2. статичность героя (герой может быть только отрицательным или только положительным),
  3. четкая жанровая иерархия ( все жанры делятся на высокие: ода, трагедия, эпопея; средние - драма, элегия; низкие - сатира комедия, басня). Для высоких жанров используется книжная лексика, старославянизмы. Средние жанры наряду с книжной лексикой допускают использование просторечных слов. Для низких жанров характерна просторечная лексика. С помощью высоких жанров описывали жизнь знатных людей, служителей Отечества (царей, князей и т.п.), средних - жизнь представителей средних сословий, низкие - жизнь простых людей.
  4. Черты характера героев подчёркиваются "говорящими" фамилиями.
  5. Проблематика классицистических произведений: нравственная или гражданская.
  6. Цель - нравственное воспитание. К этому литературному направлению можно отнести "Памятник" Г.Р. Державина, "Недоросль" Д.И. Фонвизина.

  • Сентиментализм . Конец 18 века - начало 19 века. В переводе с латинского языка этот термин означает "чувство". Сентиментализм - это литературное направление, возникшее в эпоху между классицизмом и романтизмом.

Основные его черты:

  1. Культ чувства. В борьбе между чувством и разумом побеждает первое.
  2. Культ природы. Действие произведений происходит на фоне фантастических пейзажей. Природа - это фон психологических переживаний героев.
  3. Стремление представить человеческую личность в движении мыслей, чувств и души в целом, то есть характер героя не статичен, находится в развитии.
  4. Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий. Доброе имя может быть у любого человека, и у князя, и у простолюдина. Перед чувствами все равны.
  5. Главное - освобождение "естественных" чувств.
  6. Высокий накал эмоций. Герои постоянно переживают.
  7. Индивидуализированность героя, способность сопереживать, его субъективный взгляд на мир, внимание к его внутреннему миру (психологизм).

8 . Культ неиспорченности и врождённой нравственной чистоты. Сентименталистское произведение: "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина. Именно Карамзину принадлежат слова: "...И крестьянки любить умеют".

  • Романтизм. Конец 18 в - 1830-е гг.
  1. Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Обычно это герой-бунтарь, непримиримый с миром. Это человек необычный, сильный духом, одиночка, которого не понимают другие люди, который неудовлетворен собственной жизнью.
  2. Мечтательная созерцательность.
  3. Культ природы, чувств и естественного в человеке.
  4. Стремление личности к бесконечной свободе, к самосовершенствованию и обновлению, личной и гражданской независимости.
  5. Безнадежность, отчаяние героя, его сомнения по поводу справедливости мироздания.
  6. Вера в судьбу (рок).
  7. Романтическое двоемирие (чувства героя противопоставлены окружающей действительности).
  8. Бегство героя из реального мира в другой, ирреальный, идеальный мир. Отсюда тяготение к прошлому, традициям и культуре своего и других народов. Тяга к мистификации.

Романтические произведения: "Цыганы" и "Кавказский пленник" А.С. Пушкина, "Мцыри" и "Демон" М.Ю. Лермонтова.

  • Реализм. 19 - 20 вв.
  1. В основе художественного изображения действительности лежит принцип историзма.
  2. Изображение типичного героя в типичных обстоятельствах.
  3. Основное средство познания себя и окружающего мира - реальность. То есть все герои изображаются во взаимодействии с окружающим миром.
  4. Значимость деталей интерьера, портрета, пейзажа.
  5. Типизация персонажей, изображение человеческих прототипов.
  6. В основе любого реалистического произведения лежит конфликт героя и общества.
  7. Изображение героев и событий в развитии.
  8. Обусловленность характера героя общественной средой.
  9. Исследование причин социальных явлений.
  10. Психологизм.
  11. Новые типы героев: тип "маленького человека" (Мармеладов, Макар Девушкин, Акакий Акакиевич Башмачкин), тип "лишнего человека" (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип нового героя ( например, Базаров). К реалистическим произведениям относятся "Горе от ума" Грибоедова, "Онегин" Пушкина, "Герой нашего времени" Лермонтова, "Преступление и наказание" Достоевского, " Война и мир" Л.Н. Толстого "Обломов" Гончарова, "Отцы и дети" Тургенева и т. д.
  12. Разговорная лексика, живой разговорный язык.

  • Натурализм ( natura - природа).
  1. Точное, объективное изображение реальности и человеческих характеров, обусловленных физиологической природой и окружающей средой.
  2. Предмет изображения - основы человеческой психики, быт, духовный мир личности.
  3. Иногда отсутствие сюжета как такового.
  4. Цель - точно изображать жизнь без идеализации и прикрас. Натуралисты не считали, что литература должна быть развлекательной.

Черты натурализма можно увидеть бы произведениях "Яма" Куприна, "Деревня" Бунина.

  • Модернизм. Делится на
  1. Символизм (1870-1910 гг). Символисты использовали ассоциативные возможности слова; главное слово передачи скрытых смыслов для них - символ; обращались к классическим произведениям античности и эпохи Возрождения; считали искусство интуитивным способом постижения мира; занимались собственным мифотворчеством; предпочтение отдавали лирическим стихотворным жанрам; праосновой жизни и искусства считали музыку; особое внимание уделяли ритмике стиха; демиургичность - идея изменения мира через творчество. Яркие представители: Бальмонт, Брюсов, А. Белый, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Блок.
  2. Акмеизм (1913-1914). С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Кузьмин, А.Ахматова в своем раннем творчесве и другие представители этого течения в своих произведениях изображали предметный мир и земную красоту. Особенности:

- разрыв с символизмом, отказ от символа как способа поэтического воздействия,

- отрицание мистического,

- точность слова,

- материальность предметов и образов,

- стремление к художественноиу преобразованию несовершенных жизненных явлений,

- самоценность каждой вещи и каждого жизненного явления.

Предназначение акмеизма приверженцы этого течения видели в облагораживании человеческой души.

В переводе с греческого акмеизм обозначает "цветение", "цветущая пора".

3. Футуризм (1910-1912 гг). Футуристы создавали вокруг себя эпатажную, бунтарскую атмосферу. Они всячески стремились выделиться, быть не такими, как все. Они лелеяли мечту о создании сверхискусства, способного преобразовать мир. Они стремились к изменению традиционного русского языка, вводили в речь массу окказиональных слов (словотворчество), искали новые рифмы и ритмы. Вспомним, как Маяковский в своем творчестве чаще опирался не на содержание, а на форму стиха - располагал стихотворные строки, неравнозначные по длине, лесенкой. Стремление создать декламацию (произносимый текст). Представители: Маяковский, Северянин, Хлебников, Бурлюк.

4. Имажинизм. 1920-е годы. Цель творчества - создание образа. Представители: Есенин, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич. Слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Имажинисты развивали язык через метафору.

Читайте ещё статьи о родах литературы и литературных жанрах, чтобы успешно выполнить задание 1 ЕГЭ по литературе.

Пишите свои пожелания.