Найти тему
Мудрая сова

Как бороться с некомфортными офисными ситуациями

https://fb.ru
https://fb.ru

Большую часть времени в своей жизни мы проводим на работе. И атмосфера в коллективе для нас очень значима.

Достаточно часто в коллективе возникают не только рабочие, но и личные отношения. В России под харассментом понимается сексуальное домогательство мужчины (чаще всего руководителя) к женщине (подчиненной), хотя это понятие намного шире.

В широком смысле, харассментом является создание некомфортной ситуации одним сотрудником другому, т.е. дискриминации по следующим причинам:

  • по расовой принадлежности;
  • по полу и возрасту;
  • по внешнему виду;
  • по исповедуемой религии;
  • по сексуальной ориентации;
  • по полу и возрасту;
  • состоянию здоровья.

Харассментом являются негативные слова, насмешки, сплетни и слухи, действия, направленные на провокации, унижения, оскорбления, попытки запугать сотрудника, создание оскорбительных рабочих отношений.

К харассменту также можно отнести атмосферу стукачества в компании, когда все стучат на всех. Формирование отрицательного психологического климата в коллективе происходит от управленческого стиля руководителя в компании.

Если руководитель компании исповедует принцип " все бабы дуры", то в компании не считается зазорным наорать на сотрудницу, оскорбить, уничижительно отозваться об умственных способностях, особенно "радуют" сальные шуточки в адрес молодых сотрудниц.

Если в зарубежных компаниях активно ведется борьба с харассментом, правда уже принимающая гротескные формы, то в российских компаниях защита чести остается уделом самого сотрудника.

Согласно данных портала по поиску работы SuperJob, в российских компаниях на сексуальные домогательства со стороны руководства и коллег жаловались по 5% россиян. Женщины становятся объектами харассмента чаще мужчин: 8% женщин жаловались на непристойные предложения со стороны руководства, 7% — со стороны коллег. Мужчин, отмечавших приставания женщин-руководителей, — 3%, о харассменте со стороны сослуживиц рассказали 4%. Видимо, в силу небольшого стажа работы, реже других с харассментом доводилось сталкиваться молодежи до 24 лет: 3% жаловались на приставания руководства, 2% — на ненадлежащее поведение коллег.

Среди российских работодателей проблемой харассмента озабочено меньшинство: лишь 7% компаний разработали и внедрили формальные процедуры предотвращения и расследования случаев сексуальных домогательств на работе .

Для борьбы с харассментом в компаниях необходимо изменить и развивать корпоративную этику. В современной корпоративной этике полностью запрещены служебные романы между сотрудниками (неважно, какую должность в компании они занимают).

В компании должна четко соблюдаться субординация и руководители, или старожилы в компании должны четко понимать, что все люди равны.

Многим сотрудникам в коллективе нужно научится признавать свои ошибки и извиняться. Умение извиниться является для человека культурой достоинства.

Просто бичем в служебных отношениях являются поздравления с гендерными праздниками, такими как День защитника Отечества и 8 Марта.

Современная корпоративная этика предполагает, что

  • любого сотрудника нельзя трогать без его согласия или разрешения;
  • нельзя никому вторгаться в личное пространство сотрудника без его согласия, например, кабинет;
  • необходимо пресекать любые расспросы о личной жизни или своей семье;
  • в оценке выполненной работы сотрудником нельзя переходить на личности, например, "Все неправильно. И где таких тупых набирают?";
  • руководитель компании и все члены коллектива не должны выяснять, ориентацию сотрудника(-ов), состав его семьи, сколько у него детей.
  • у женщины выяснять когда она собирается уходить в декрет или почему еще нет детей, потому что такие вопросы расцениваются как репродуктивное насилие и давление на личность;
  • не стоит обсуждать пол сотрудника: у секретарши - внешний вид или размер груди, хотя в названии должности "секретарша" я уже допустила харрасмент - нет такой должности, есть секретарь-делопроизводитель или помощник руководителя;
  • нельзя обращаться к сотруднику уменьшительно-ласкательно "Танечка", "Машенька", Олежек" и т.д.;
  • категорически запрещено использовать сленг, ненормативную лексику, жаргонизмы и в целом оставаться в рамках приличий, чтобы не оскорблять сотрудника и не компрометировать себя.

Расскажите, а вы сталкивались с харассментом? Как вы боролись?

Я слушаю вас очень внимательно