Часть 2. «Казахстан»
Военная часть , в которой предстояло служить, находилась в запретной зоне , где не было местного населения. Офицеры с семьями жили в городке, который находился на берегу озера Балхаш. Он тоже был засекречен и его не было обозначено на карте СССР. Служба в боевой части у них велась вахтовым методом. А на выходные они уезжали к семьям.
В учебной части все было по Уставу. Здесь же соблюдались традиции, которые указывали на наличие «дедовщины». Первый же воин, которого я увидел, был весь "ушит". Гимнастерка в обтяжку, сапоги «гармошкой», ремень ниже пупка. Панама на голове ( носили панамы, а не пилотки) напоминала ковбойскую шляпу. Это был «дед». Салагам панаму сначала натягивали на колено, а потом одевали на голову до ушей. «Пузырю» разрешалось чуть примять купол панамы с боков, «черпак» мог уже примять с боков и вдавить купол вниз, а поля шляпы чуть приподнять вверх. «Дед» мог и поля завернуть в «трубочку». Приехали мы ночью. Когда зашли в казарму, то дневального у тумбочки не оказалось. Дежурный офицер долго кричал дневального. Наконец, он вышел сонный из какого- то угла. Вот это дисциплина...
Дивизион охранял страну от нападения вероятного противника. Противником №1 в то время был Китай, возглавляемый мудрым председателем Мао Цзедуном. На дворе был 1975 год. Умер же Мао Цзедун летом 1976 года. Дивизион периодически заступал на боевое дежурство. В это время обязательно на технике круглосуточно дежурил солдат. При обьявлении готовности №1 он включал станцию и ждал прибытия всего отделения. От казармы до техники бежали примерно пару км. Офицеры приезжали на машине.
Противник часто устраивал провокации. Одна запомнилась на всю жизнь. С КП передали, что к границе СССР приближается около 60 самолетов противника. Готовность №1, повышенная боевая готовность, перевод офицеров на казарменное положение, сигнал «Шторм»… Далее уже война. Офицеры нервно курят около кабины… Руки у некоторых дрожат. И вдруг… Отбой боевой тревоги. Самолеты развернулись у самой границы и улетели прочь.
Природа Казахстана своеобразна. Весной вся степь красная от тюльпанов, редко встречаются и желтые тюльпаны. В степи пасутся стада сайгаков, очень много сусликов. Много змей: гадюк, эф, стрелок. Подняв камень, найдешь скорпиона. На свет перед входом в казарму собираются фаланги. Противное насекомое… И ядовитое.
Спиртного взять было негде. Мы с друзьями покупали трехлитровые банки виноградного сока, засыпали дрожжей и ставили в степь греться на солнце. Получалось вино. Другие просто ставили брагу. Кормили плохо. Видимо начпрод воровал хорошо. Я в этом убедился. После того, как сменился начпрод питание просто преобразилось. И крупы стали давать более благородные. И тушенки в тарелке сильно прибавилось. До этого мы тушенку вообще не видели. Но по праздникам давали плов с сайгачиной и стояли миски с мясом сайгака на столах. Мясо- то бегало по степи.
Часть была по численности небольшая, но многонациональная. Кого у нас только не было… Украинцы, грузины, туркмены, азербайджанцы, литовцы,эстонцы, немцы, казахи, татары, кабардинцы. Один грек, один балкарец. Но национальной розни не было. Жили все дружно. В отношениях придерживались только призыва.
Я служил командиром отделения операторов РЛС в звании мл. сержанта. Часть была совсекретной. На родину писали письма. Я написал письмо другу и описал состояние дисциплины в части. А дисциплина была ««хреновенькая». Оказывается, сведения о дисциплине являются военной тайной. Дальше штаба Среднеазиатского военного округа письмо не ушло. Там все письма вскрывались и проверялись. Приехал полковник, нас построили и зачитали письмо. Ребята хихикали. Ведь правду написал. Грозились разжаловать, судить. В итоге сняли с должности на полгода и перевели с жалованья в 10руб. 50коп. на 3руб. 50коп. А отделением так же командовал.
Техника в то время была еще на лампах. Каждый день с КП передавали номера сочетаний белых и черных ламп. Было 10 белых и 10черных. Ежедневно мы меняли одну белую и одну черную лампу на РЛС. Это меняло передающую частоту. Математику стал забывать к старости. Попробуйте посчитать количество сочетаний двух ламп, белой и черной… И когда сообщают, что самолеты — разведчики стран НАТО пытаются засечь частоты наших РЛС ПВО, возникает резонный вопрос...Ведь техника стала более совершенной.
Весной пришла новость, что нас переводят в другой военный округ и собираются поставить нам более новый модернизированный комплекс ПВО. Старый отправляют на консервацию. За месяц до перевода наш дивизион успешно отстрелялся по реальной цели. Стрельбы проходили на специальном полигоне войск ПВО. Проходили две недели. Я непосредственно не участвовал, т. к. ходил через день в караул разводящим. Сборы продолжались с неделю. И дальше военным эшелоном 11 суток мы добирались до Читы. Привет Забайкалье!
Но об этом в следующий раз.