Найти тему
РосШтрафы

Легковой автоприцеп: какие сложности поджидают при регистрации в ГИБДД

Зарегистрировать прицеп в ГИБДД даже легче, чем авто. Безусловно, если знать, как это делать. Правда, и тут есть нюансы. В общем, давайте разбираться.

Начнем с самого начала.

Надо ли вообще регистрировать прицеп в Госавтоинспекции?

Ответ: да. Такая обязанность установлена статьей 28 Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года и пунктом 1 Правил госрегистрации транспортных средств, утвержденных правительственным Постановлением № 1764 от 21 декабря 2019 года.

Итак, если вы обладатель:

  • прицепа к легковому автомобилю (независимо от того, какая у него разрешенная масса и на какую категорию выданы права) — нового или подержанного;
  • грузового прицепа (полуприцепа) — нового или подержанного;
  • самодельного прицепного устройства,

то обязаны зарегистрировать его в Госавтоинспекции.

Отметим, что прицеп необходимо ставить на учет лишь в том случае, если вы намерены его эксплуатировать по назначению, то есть, выражаясь формальным языком, использовать в дорожном движении. Если же прицеп стоит во дворе дома и за ворота не выезжает, то обязанности регистрировать его в ГИБДД не возникает — соответственно, закон вы не нарушаете и на штрафы не попадаете.

Как подготовиться к регистрации прицепа

Обязательно проведите ряд проверочных мероприятий сейчас, если не сделали этого до покупки.

Итак, проверяем:

  • соответствие VIN-кода на кузове автомобиля идентификационному номеру, указанному в ПТС (он должен быть четким и без признаков перебивки или затирки);
  • корректность договора купли-продажи, включая соответствие реквизитов продавца (в том числе подпись) данным ПТС.

Отметим, что при отсутствии госномеров и СТС на прицеп оснастить им свое авто и отправиться на регистрацию в ГИБДД вы можете лишь в течение 10 дней с даты приобретения (основание: пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года). Иначе вы гарантированно налетаете на штраф 500-800 рублей согласно части 1 статьи 12.1 Административного кодекса.

Кстати, раз уж мы упомянули договор купли-продажи, давайте вернемся на один шаг назад и уточним документы, которые вы как продавец получаете по итогам сделки.

Какие документы должны быть после покупки

Если приобрели новый прицеп, у вас имеются:

  • ПТС;
  • договор купли-продажи, в котором стоит подпись и печать продавца.

Снова отметим, что первые 10 дней с момента покупки вы можете ездить с прицепом без регистрации. Потом грозит штраф.

В случае приобретения подержанного прицепа количество документов пополняется свидетельством о регистрации транспортного средства. Если он снят с учета, то после покупки вы также без регистрации можете ездить первые 10 дней. Если уже стои́т на учете в ГИБДД, однако вы едете без номеров на прицепе — это штраф 5000 рублей либо лишение прав на 1-3 месяца на основании части 2 статьи 12.2 Административного кодекса.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Чтобы не было просроченных штрафов, пользуйтесь приложением "Росштрафы", в этом случае вы получаете уведомление о штрафе в тот же день, когда выписано постановление.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Где возможна регистрация прицепа

Когда вопрос касается региона, то ограничений нет: поставить прицеп на учет можно в любом подразделении ГИБДД, независимо от места вашей регистрации.

Другое дело, что есть нюанс: согласно пункту 39 правительственного Постановления № 1764 от 21 декабря 209 года, регион госномера должен соответствовать региону регистрации автовладельца. И если вы ставите прицеп на учет в ГИБДД чужого региона, вам его именно зарегистрируют, а заказать и получить непосредственно таблички с номерами вы должны будете самостоятельно в специализированной организации.

Таким образом, если вам не удастся сделать это в гостях, вы лишаетесь возможности доехать на авто с прицепом даже до дома, поскольку номер уже присвоен и теперь любая поездка без него — это, опять же, ответственность согласно части 2 статьи 12.2 Административного кодекса: штраф 5 тыс. рублей либо принудительный перевод вас в статус пешехода на срок до 3 месяцев.

Что же касается способа регистрации, то здесь три варианта:

  • прибыть в подразделение Госавтоинспекции, написать заявление, отстоять очередь;
  • заполнить заявление в электронной форме на сайте Госуслуг, прибыть в МРЭО в конкретный день и час;
  • обратиться в МФЦ.

В этой процедуре есть существенный нюанс — финансовые издержки регистрации прицепа. Расскажем о них.

Стоимость постановки на учет

Она определяется исключительно размерами госпошлин, которые необходимо оплатить. В свою очередь, размеры эти зависят от того, новый или подержанный прицеп вы приобрели.

Если прицеп новый, то расходы следующие:

  • госпошлина за получение госномеров — 1500 руб.;
  • выдача СТС — 500 руб.;
  • внесение изменений в паспорт ТС — 350 руб.

Таким образом, ваши затраты составляют 2350 руб.

Если прицеп подержанный и зарегистрирован в ГИБДД, то расходы следующие:

  • госпошлина за выдачу СТС — 500 руб.;
  • внесение изменений в паспорт ТС — 350 руб.

В этом случае затраты составляют 850 руб.

Если прицеп уже снят с учета, либо же код региона не совпадает с вашей регистрацией, вы оплачиваете услугу выдачи госномеров — тогда общие затраты снова составляют 2350 руб.

К слову, если в ПТС уже нет места для новой записи, то потребуется получить дубликат, заплатив вместо 350 руб. уже 800 руб.

В какие сроки необходимо зарегистрировать прицеп

Поскольку этот вопрос всегда «всплывает» отдельно, мы отдельно (в очередной раз) на него ответим. Итак, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года, зарегистрировать прицеп необходимо в 10-дневный срок со дня, который следует за датой покупки.

Могут ли отказать в постановке на учет?

Могут. Но для этого нужны законные основания.

Согласно статье 20 того же Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года, отказ возможен:

  • в случае нечитаемого VIN-кода, его подделки или уничтожения, а также несоответствия данным ПТС;
  • формальной утилизации прицепа (то есть фактического снятия с учета, о чем имеется соответствующая справка);
  • неуплате госпошлин;
  • обращения в ГИБДД лица́, не являющегося собственником прицепа и не имеющего доверенности на оформление;
  • обоснованных сомнений в подлинности договора купли-продажи (в том числе при наличии исправлений в тексте; документов, написанных карандашом; а также порванных страниц, не позволяющих однозначно прочитать сведения).

Выше мы сообщали, какие документы должны быть после покупки прицепа. Теперь выясним, что нужно иметь на руках для успешной регистрации.

Какие документы нужны для постановки на учет

Для регистрации нового прицепа необходимо иметь:

  • гражданский паспорт;
  • договор купли-продажи;
  • ПТС;
  • квитанции об оплате госпошлин (выдача госномеров — 1500 руб.; выдача СТС — 500 руб.; изменения в ПТС — 350 руб.);
  • заявление о постановке на учет.

Если прицеп подержанный, то документы такие:

  • гражданский паспорт;
  • договор купли-продажи;
  • ПТС;
  • квитанции об оплате госпошлин (1500 руб. — только в случае, если прицеп не стоит на учете или регион госномера не соответствует региону вашей регистрации; 500 руб. — за получение СТС; 350 руб. за изменение сведений в ПТС или 800 руб. за выдачу ПТС при утере или отсутствии места для очередной записи в старом документе).
  • заявление о постановке на учет.

По поводу последнего пункта сразу предвидим вопрос. И сразу на него ответим.

Заявление писать по образцу или в свободной форме?

Образец такого заявления содержится в Приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом МВД № 950 от 21 декабря 2019 года.

Образец содержит сразу серию услуг, поэтому вы просто подчеркиваете строку с нужным вариантом: покупаете новый прицеп или подержанный. Таким образом, вы можете скачать бланк, заполнить его и уже с готовым заявлением прибыть в ГИБДД или МФЦ. Через Госуслуги можно подать заявление в электронном виде.

Требуется ли ОСАГО на прицеп?

Если это прицеп для легкового авто, то страховка не нужна — на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.

Более того, покупка такого прицепа не требует дополнять ваш нынешний полис отметкой об использовании авто с прицепом.

Надо ли проходить техосмотр?

Не надо. Согласно пункту 4 статьи 32 Федерального закона № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года, легковые прицепы разрешенной максимальной массой до 3500 кг освобождаются от прохождения техосмотра. Без ссылок на возраст прицепа — как говорится, от слова «совсем».

Как зарегистрировать в ГИБДД самодельный прицеп?

Ответ: мучительно сложно. Ваш самодельный прицеп должен соответствовать требованиям Техрегламента, которые утверждены Решением Комиссии Таможенного союза № 877 от 9 декабря 2011 года.

На практике проверка соответствия этим требованиям подразумевает проведение многочисленных экспертиз на безопасность вашего прицепа в условиях дорожного движения.

Это означает, что теоретически вы можете зарегистрировать самодельный прицеп, однако издержки на эту процедуру намного превысят не только расходы на регистрацию, но даже покупку среднестатистической заводской модели.

Другое дело, если для постройки прицепа вы используете стандартную раму, имеющую VIN-код. Такую раму несложно найти в интернете. В этом случае процедура регистрации в ГИБДД резко облегчается с точки зрения временных и финансовых затрат.

Куплен старый прицеп. Документов нет. Как быть?

Продать. Ну, если эту идею вы даже не рассматриваете и упорно желаете поставить прицеп на учет в ГИБДД, тогда нужно выяснить два вопроса.

Вопрос № 1. Кто был официальным собственником прицепа? Выяснить это нужно по той причине, что в ГИБДД потребуют основание для регистрации прицепа на ваше имя. А для этого нужен договор-купли продажи, где вы являетесь покупателем. Или договор дарения. А для этого необходимо найти предыдущего владельца и заключить с ним такой договор.

Вопрос № 2. Есть ли VIN-код? Нужно проверить и удостовериться, что он читаем. И критически важно, чтобы код был без изменений.

Так, зная VIN-код, вы можете обратиться в ГИБДД и выяснить предыдущего владельца. Если он уже умер, то свяжитесь с его родственниками — договор можно заключить с родственниками (в этом случае вам должны предоставить копию свидетельства о наследстве).

Если какой-то из этих вопросов останется без ответа, зарегистрировать прицеп в ГИБДД не получится.

Чем грозит езда с прицепом без регистрации?

Выше мы уже касались этого вопроса. Но давайте сгруппируем и дополним все варианты.

Итак, возможные последствия:

  • штраф от 500 до 800 руб. на основании части 1 статьи 12.1 Административного кодекса, если инспектор впервые выявил незарегистрированный прицеп;
  • штраф 5 тыс. руб. либо конфискация водительского удостоверения на 1-3 месяца согласно части 1.1 статьи 12.1 КоАП, если незарегистрированный прицеп выявлен повторно;
  • штраф от 1,5 до 2 тыс. руб. за нарушение порядка регистрации прицепа на основании части 1 статьи 19.22 Административного кодекса — если вы просрочили 10-дневный срок постановки на учет;
  • штраф 5 тыс. руб. либо конфискация прав на 1-3 месяца на основании части 2 статьи 12.2 КоАП, если прицеп без номеров, а в ГИБДД уже зарегистрирован.

Отметим: при выявлении прицепа, на который отсутствуют документы, он подлежит эвакуации на штрафстоянку на основании части 1 статьи 27.13 Административного кодекса. Всё это, безусловно, относится и к заводскому, и к самодельному прицепам.

К слову, забрать со штрафстоянки самодельный прицеп, как и любой другой, вы можете, подтвердив право собственности на него. И тут возникает подчас чудовищная проблема, поскольку таких документов просто нет.

Но даже если вам чудом посчастливилось выцарапать самодельный незарегистрированный прицеп со спецплощадки, вы доедете с ним до первого инспектора. После чего прицеп снова отправится туда же. И с большой долей вероятности там в итоге и останется.

Не забудьте подписаться на наш канал;)