Найти в Дзене

Семейное образование: плюсы и минусы

Оглавление

На семейном мои дети оказались случайно. Присмотрели мы хорошую школу в другом городе, поехали сдавать экзамены и дочь поступила в качестве вольнослушателя. Официально еще не ученик, а в реальности может посещать.

Собрались, переехали, а дочку и младшего сына перевела на домашнюю форму обучения, чтобы была возможность посещать эту новую школу.

Школа надо сказать чудесная, но о ней как-нибудь в другой раз. И по факту дочка, учась там, готовится и к аттестациям в своей основной, куда мы и прикрепились. А для сына я теперь и директор школы, и все предметники в одном лице.

С чего все начинается:

1. Прикрепились к своей же школе, все довольно просто и бесплатно. Формы для заполнения выдали в школе.

2. Школа оставила нам учебники. И в первую очередь, мы по ним же занимаемся: аттестация по сути будет по этим материалам.

3. Затем кураторы от школы (у старшей и младшего это разные завучи) составили нам план аттестации, указав предметы, даты сдачи, форму аттестации.

Как строиться наш день:

1. Я провожаю дочь в школу и по возвращению и у сына начинаются занятия (примерно в 9:00).

2. Первую неделю мы копировали расписание школы (остались доступы в классные чаты, поэтому взять расписание за основу не составило труда). Очень быстро проявился первый минус: иногда за 40 минут урока не получается хорошо отработать тему - пока обсудите новую тему и сделаете 1-2 упражнения, урок заканчивается. И только к концу урока у ребенка появляется чуть больше понимания, что делали и зачем. Только разогнался, а тут следующий урок - совсем другая область знаний, и
к этому же уроку вернемся в лучшем случае на следующий день. Пробовали ставить пары, немного лучше, но тоже не идеально.

Сделали выбор, обсудив с сыном, в пользу тематических дней: объединяем, скажем, историю и географию. И весь день работаем с этими 2 областями, добавляя что-то типа физ-ры, музыки, ИЗО. Биологию и географию чередуем между собой - если что-то осталось непонятым, уже через урок снова возвращаемся к теме и все укладывается на места.

-2

Такие пары предметов у нас: лит-ра и русский (пн), биология и география (вт), математика+технология (ср), математика и ИТ (четверг), история и обществознание (пт.), английский и немецкий (сб).

3. Учимся примерно до 15:00 включая субботу, при этом между уроками можем погулять, физ-ру стараемся проводить на улице, биологию и географию, если тема позволяет, тоже.

Спустя пару недель таких предметных дней наметился явный плюс:

появилась некоторая расслабленность, что мы что-то не успеваем. Конечно, объективно, сильно ничего не изменилось, но субъективно стало проще погрузиться в тему и копнуть ее поглубже там, где интересно.

Работа с мотивацией:

Дети разные, и кто-то с радостью работает для одобрения и оценки, а кто-то, как мой сын, регулярно спрашивает меня - а зачем мне это знание?

Как учителя, у которого есть план и задачи, меня это бесит - надо отвлекаться и тратить на это время. Как мамашку, заинтересованную в качественном усвоении информации ребенком, я в восторге от позиции: ну а правда, зачем нужна тема "Лучи" в математике? Не скрою, мне приходится делать "заготовочки" - сочные примеры, зачем нужно то или иное знание (нередко, объясняю так - без этой темы будет непонятна тема "многоугольники", а без нее вот уже в жизни никак - вокруг нас многое - многоугольники, посчитать размеры элементов для мебели, разработать качественно поле для игры и т.п. из того, что актуально сейчас для моего мальчишки).

А когда есть мотивация дело идет лучше и качественнее, и это второй плюс!

-3

Связи между предметами

Раз я в курсе всего, что обсуждаем на всех предметах, мне очень нравится проводить параллели между материалом. Проходим Междуречье по истории, а по географии закрепляем понятие Юго-Западной Азии и географических условий. Иногда отходим от текста учебника, чтобы лучше уложить какую-то важную на мой взгляд тему, как правило, эти отступы как раз и связаны с установлением связей. И это, мне кажется, один из самых важных плюсов!!! Когда оказываются взаимосвязанными между собой уже знакомые события, имена, сюжеты, правила и явления и новые, то последние укладываются в нужные места мозга лучше)

-4

Общее интересное дело с сыном

Конечно, как вы видите по описанию, это отнимает чертовски много времени. Это минус. Надеюсь, у нас это временное явление. Вместе с тем, так много всего общего мы знаем теперь, и это наполняет совместные прогулки, общение таким огромным количество интереснейших сюжетов - о людях и их поступках, о странах и явлениях природы. И это, безусловно, плюс.

Делитесь вашими плюсами и минусами семейного или другого домашнего (например, дистанта во время коронавируса) обучения! Давайте взвесим, чего больше!