Найти тему

Поговорите об этом с детьми [народная музыка #13]

Мы продолжаем рубрику, в которой я, Головкина Валерия, коллега Аси по онлайн-школе вокала, рассказываю о народной музыке. Предыдущую статью можно найти здесь.

Несколько лет я проработала в детских организациях. Начиная от дошколят, заканчивая средними классами общеобразовательной школы. Практически в каждом новом месте работы отношение к фольклору было предвзятым. Если точнее, то предвзятым оно было у большинства родителей и детей. Представители старшего поколения смотрели на идею возникновения кружка народного вокала с большим удовольствием в глазах. Но, как знают многие педагоги дополнительного образования, многое в отношении недоверчивых меняется после первого концерта, при условии, что ты действительно делаешь нечто крутое.

Так случилось и у меня. Первое, что я услышала после «А как записаться к вам в студию? » было «Мы не знали, как много фольклора сопровождает ребенка в первые годы жизни, причем слышат они его от нас». И действительно фольклор гораздо ближе, чем нам кажется. Кто не слышал про «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», «Ладушки», «На чужой каравай рот не разевай»?

Именно так родилась идея создания курса взаимодействия родителей и детей с применением «фишек» наших бабушек.

Итак, что мы можем отнести к области детского фольклора?
Загадки, колыбельные, поговорки, сказки, небылицы, пословицы, пестушки, игры.
Про некоторые
колыбельные мы с вами уже говорили. Старинное их значениезаговор от злых сил, более подробно об это можно прочитать здесь. Колыбельные представляют собой несложную, повторяющуюся мелодию, которую женщина пела ребенку. Основной задачей этой песни было убаюкивание дитя.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок

А  пословицы и поговорки настолько плотно вошли в жизни взрослого человека, что мы уже не замечаем, как передаём их детям. Только вот иногда получается так, что широкое распространение получила только первая часть пословицы или поговорки, а окончание мало кому известно. Например, знали ли вы о таких окончаниях:
«От работы кони дохнут. .а люди-крепнут», «Дело мастера боится, а иной мастер дела», «Два сапога пара .. Да оба левые».

Пестушки — (от слова «пестовать») один из самых древних вариантов взаимодействия родителя и ребенка, они связаны с младенчеством. Это стишки или песенки, которые мама сопровождает какими-либо действиями, упражнениями, способствующими развитию ребёнка. За счёт того, что тексты очень легки для запоминания и воспроизведения, практически каждая мама хоть раз пользовалась этим устным наследием наших пра— и прапрабабушек. В качестве примера можно привести известные всем строчки:

Ладушки-ладушки
Испекли оладушки
На окно поставили,
Остывать заставили,
А остынут — поедим
И воробушкам дадим.
Шу — полетели, на головку сели!

Во время купания, кормления, одевания, когда ребенок только учится ходитьвсе эти периоды и моменты жизни озвучиваются сначала пестушками, а потом потешками. Разница между двумя понятиями в аудитории, на которую они рассчитаны. И разница эта невелика.

С гуся вода,
А с моего дитятки
Худоба.
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!


Нужно отметить, что для детского фольклора, в целом, характерно взаимодействие текста и игры. А, если говорить об этно-играх, коих великое множество (например, «Горелки», «Золотые ворота», «Лапта»), то большинство из них сопровождалось кричалками, припевками или целыми песнями. Игры в жизни человека занимали отдельное место. Игра— это развлечение и соревнование, из которого каждый хочет выйти победителем. Составляющими многих игр становились
считалки и жеребьёвки, они помогали не только в короткое время организовать большое количество игроков, но и устанавливали порядок игры, ведущих, деление на команды.

«Заяц белый,
Куда бегал?»
«
В лес дубовый!»
«
Что там делал?»
«
Лыко драл!»
«Куда клал?»
«
Под колоду»
«
Кто украл?»
«
Родион!»
«
Шишел-вышел,
Вон пошел».

Пусть сейчас мир меняется, что является абсолютной нормой жизни. Но, как ни странно, зерно прошлого, как мне кажется, неплохое зерно, всё равно остаётся с нами. Если у вас есть дети, если вам интересно разнообразить ваш досуг, ваше общение, ваш репертуар, если хотитеберите на вооружение сегодняшнюю статью, задавайте вопросы в комментариях, я постараюсь ответить и, если необходимо, помочь в поисках материала.


Автор статьи: Головкина Валерия.

Надеемся, эта серия статей была вам интересна и полезна. Если так, то приглашаю подписаться на наш Дзен здесь, чтобы ничего интересного не пропускать. Будем рады вашим «понравкам», репостам этой статьи и комментариям 😊