Средний автор самиздата в жанре мужской фантастики — LitRPG, попаданцы — зарабатывает от 150 000 до 200 000 ₽ в месяц. Некоторые авторы начинают писать книги в свободное от работы время, а когда доход от продажи книг в несколько раз превышает зарплату, занимаются только писательством.
Данияр Сугралинов — автор популярной серии Level Up — сотрудничает с издательствами, но до сих пор выкладывает книги на сайте самиздата. Каждое произведение Данияра, переведенное на английский язык, попадает в топ-10 бестселлеров жанра на Amazon с первых дней продаж. Писатель рассказал нам, как бесплатно издать свою книгу, заработать на ней и начать сотрудничать с крупнейшими издательствами.
Выбрать портал самиздата в России
В свое время Amazon завоевал рынок электронных книг в США, сейчас российские порталы самиздата отвоевывают книжный рынок у традиционных издателей. Есть куча сервисов, где публикуют свои произведения начинающие авторы и заслуженные мастера фантастики, как Генри Лайон Олди, Сергей Лукьяненко и Ник Перумов. По анализу спикеров ММКЯ-2020 — Московской международной книжной ярмарки, рынок продаж электронных книг в 2021 году составит 2,4 млрд рублей.
Перемены коснулись всего. Мы с семьей покупаем товары в онлайн-гипермаркетах — если нужен шампунь, я не иду в магазин, а заказываю его на сайте Amazon. То же самое сейчас происходит с книгами.
На порталах самиздата сосредоточено все, что выходит сейчас. Причем практически все книги публикуются на стадии написания. Читатель покупает доступ к черновику, знакомится с первоначальным, неотредактированным вариантом. Зачастую именно читатели участвуют в создании книги: в комментариях указывают на логические ошибки, предлагают сюжетные линии и стилистические приемы.
Данияр Сугралинов, автор 15 книг
Электронный самиздат формируется в России с 2011 года. Многие площадки, с которых он начинался, сейчас уже закрылись. Им на смену пришли «Литрес», «Литнет», Author.Today «Литмаркет». На этих порталах разные условия работы с авторами и способы привлечения: конкурсы с ценными призами, высокие роялти авторам — проценты с продаж, продвижение книг в пабликах.
Портал «Литрес». Проект, который частично принадлежит издательству «Эксмо». Там публикуют практически любые книги, но для авторов он не очень выгоден, потому что «Литрес» платит роялти автору от 20 до 25% — это в три-четыре раза меньше, чем на других порталах.
Портал «Литнет». Один из крупнейших порталов самиздата, который работает в основном с жанром любовной фантастики и женских романов. Роялти автору: 50% — если автор выкладывает произведение на нескольких сервисах или 70% — на эксклюзивное размещение. На этом сайте Данияр опубликовал свой первый роман Level Up и продолжает публиковаться.
Портал Author.Today. Частный портал самиздата, публикующий произведения в жанре «Фантастика». Большая часть авторов — мужчины, которые пишут в этом жанре. Процент роялти — 85% при эксклюзивном размещении, или 70%, если публикуете где-то еще. Многие хотят публиковаться на этом портале, поэтому конкуренция огромная, и новичку пробиться сложно.
Портал «Литмаркет». Новый игрок на рынке, основан писателем-фантастом Дмитрием Русом и его коллегой Никитой Авериным. По мнению Данияра, проект находится на стадии роста — читателей пока немного, поэтому доход от продаж невысокий. Роялти автору — от 70 до 85%. Данияр пробовал разместить на портале свои бесплатные книги, но дальше этого не пошло.
Опубликовать книгу
Опубликовать произведение на портале самиздата может каждый — дебютант и мэтр художественного слова. Чтобы выложить книгу на портал, автору необходимо зарегистрироваться, заполнить контактную информацию и выложить книгу. Выкладывать произведение можно целиком или по главам. Например, вы написали первые главы и не знаете, понравится ли читателям произведение. Опубликуйте написанное, посмотрите на реакцию пользователей: если они подписываются на продолжение, отмечают книгу или добавляют в избранное — работу над произведением можно продолжить.
Когда книга написана, автор готовит к ней обложку — она должна привлекать внимание и образно передавать содержание. Хорошая обложка повышает интерес к книге. Для создания обложки новичок может использовать бесплатные сервисы типа Canva, Avatan, Vinci. Можно заказать обложку художнику: начинающие мастера берут от 1500 ₽ за дизайн обложки, услуги опытных художников стоят на порядок дороже. Данияру повезло, ему обложки рисует супруга — профессиональная художница.
Увеличить читаемость и гонорар помогает система рейтинга — книги с высоким рейтингом портал анонсирует на главной странице, и их чаще покупают. Рейтинг зависит от читателей: они отмечают понравившиеся произведения, комментируют их, добавляют в свою библиотеку. Чем больше активности вокруг книги, тем выше у нее рейтинг.
Продвигать книгу самому
Писатель конкурирует не только с другими представителями отрасли, но и с телевидением, кино, видеоиграми. Когда человек выбирает досуг, он должен потратить время: подумать, определиться с темой, жанром. Если автор один раз написал слабую книгу — есть риск, что аудитория не вернется. Репутация автора — вещь хрупкая.
Работать с соцсетями. Нужно вести страницы в соцсетях, чтобы анонсировать произведения потенциальным читателям и поддерживать с ними связь. Если возникнут проблемы с площадкой, на которой автор публикуется и где он популярен, автор может лишиться аудитории. Паблик позволит сохранить костяк читательской аудитории и привести за собой на другую площадку.
Конкуренция среди фантастов большая, рекламный рынок книг перегрет и нужно очень постараться, чтобы заявить о себе. В свое время, когда писал первую книгу серии Level Up, я предложил новость во многие литературные паблики. Потратил весь день и раскидал анонс книги в сотню сообществ. Несколько пабликов опубликовали мой пост, что дало первоначальный толчок: люди начали читать, комментировать, вывели книгу в топ по сайту.
Данияр Сугралинов, автор фантастической серии Level Up
Купить рекламу. Без рекламы трудно вывести книгу в топ на портале. А если не попал в топ — сложно найти новую аудиторию. Можно самому запускать рекламные кампании, но лучше обратиться к профессионалам. Очень ценятся таргетологи в ВК, «Яндекс.Директ», Google AdWords, которые специализируются на продвижении книг. В чатах, авторских комьюнити и блогах самиздата писатели активно рекомендуют друг другу хороших рекламщиков.
Продвигать с помощью портала
Преимущество порталов — огромная, измеряемая сотнями тысяч, аудитория. Комьюнити литературных порталов насчитывают свыше 100 000 подписчиков. Они бесплатно помогают своим авторам: анонсируют новые книги или публикуют новость об окончании работы над книгой.
Подавать заявку на баннерную рекламу. На портале «Литнет» автор с договором на эксклюзивную публикацию книги, может подать заявку на бесплатную рекламную кампанию от портала. Администрация гарантирует оговоренное количество переходов по рекламе. Например, каждая книга Данияра бесплатно получает 8000 переходов с баннеров, размещенных на портале. Сколько из этих переходов перерастет в платных читателей, зависит от книги. На других сайтах такого нет.
Следить за акциями портала. Порталы регулярно устраивают акции, которые помогают автору продвигать книгу. Например, «Литнет» проводит акцию: если автор рекламирует книгу через одно из партнерских агентств, портал добавляет к рекламному бюджету 50-70% собственных денег.
Участвовать в конкурсах портала. Конкурсы хороши для новичков. Помимо приза, который автор получает бонусом, конкурс помогает «засветиться». Призом могут быть деньги или какая-либо услуга. Например, в качестве выигрыша за книгу «Дисгардиум» Данияр получил перевод книги на английский язык. Средняя стоимость литературного перевода и редактуры оценивается в 10 000-15 000 $.
Заработать на книге
Первую книгу автор выкладывает на портале бесплатно. Если книга собрала 200 подписчиков — пользователей, которые подписались на аккаунт автора, нужно отправить запрос на рассмотрение платной подписки и заключить договор. После этого автор может самостоятельно менять и выставлять цену на произведения. Гонораров в чистом виде в самиздате нет. Основной доход складывается из платной подписки и последующих продаж готовой книги.
Рекомендуемая цена за подписку или на книгу — не выше 149 ₽, популярные книги можно оценивать до 199 ₽. К примеру, если 5000 человек купят платную подписку, автор получит не менее 500 000 ₽, в зависимости от цены.
А о том как дополнительно заработать на книге, читайте в продолжении статьи в Life Profit