К концу 30-х гг. колхозы объединили более 90 % крестьян. Они обслуживались сельскохозяйственной техникой, которая была сосредоточена на МТС (машинно-тракторных станциях). Это повышало уровень механизации сельскохозяйственного труда.
Однако создание колхозов не привело, вопреки ожиданиям, к росту сельскохозяйственного производства. В 1936 – 1940-х гг. валовая продукция сельского хозяйства оставалась на уровне доколхозной деревни. На исходе 1-й пятилетки (к 1932 г.) она оказалась ниже, чем в 1928 г. Произошло снижение сборов зерна в 1933 г. до 68,4 млн т. против 83,5 в 1930 г., поголовья коров и лошадей вдвое, овец втрое.
Курс на максимальное извлечение сельскохозяйственной продукции из деревни привел в 1932-1933 гг. к страшному голоду во многих районах страны. Официальных данных о жертвах голода нет. Современные историки их численность оценивают по-разному: от 3 до 10 млн. человек.
Массовое бегство из деревни обострило социально-политическое положение в стране, для прекращения этого процесса, а также для выявления беглых "кулаков" был введен паспортный режим с обязательной пропиской в определенном месте жительства. Паспорта выдавали жителям городов, поселков городского типа, работникам совхозов. Колхозникам и крестьянам-единоличникам паспорта не выдавали. Это прикрепляло их к земле и колхозам. С этого времени официально покинуть деревню можно было только через государственно-организованный набор на стройки пятилетки, учебу, службу в Красной Армии, работу механизаторами в МТС.
Работу в колхозах оценивали в трудоднях. На основе трудодней должен был осуществляться социалистический принцип: за равный по количеству и качеству труд – равная оплата. Однако оплаты почти никакой не было. На протяжении длительного времени основная часть доходов, подлежащая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании хозяйственного года, преимущественно натурой. Реальной компенсации за свой труд в колхозах крестьяне не получали, это привело к падению интереса сельского населения к труду в колхозах, и к значительному снижению производительности труда колхозников.
Коллективизация стала составной частью реализации плана построения социализма в СССР В короткий срок аграрный сектор, где господствовала мелкотоварная, слабоуправляемая стихия, оказался во власти жесткой централизации, превратился в составную часть централизованной, директивной экономики.