Добраться до ада
Самая глубокая скважина в мире, Кольская, находится в России, в Мурманской области. Она была пробурена для изучения глубинного строения Земли в 1970 году в честь 100-летия Ленина.
Глубина скважины, которая уже заброшена, превышает 12 километров. Она послужила источником легенды о том, что русские учёные добурились до ада. Об этом написала финская «жёлтая» газета: в ней утверждалось, что при создании Кольской скважины бур наткнулся на пустоту, а когда туда спустили жаропрочный микрофон, он записал человеческие крики.
На самом деле технически этого быть не могло: при акустических исследованиях не записывают не звук, а частоту колебаний. Дело в том, что статья была опубликована 1 апреля, в День дурака, но массово разошлась по другим СМИ.
«Когда меня расспрашивают об этой загадочной истории, я не знаю, что ответить. С одной стороны, рассказы про демона — чушь собачья. С другой стороны, как честный учёный, я не могу сказать, что знаю, что же именно у нас произошло. Действительно, был зафиксирован очень странный шум, потом был взрыв… Спустя несколько дней ничего подобного на той же глубине не обнаружилось»,
— так, тем не менее, говорил один из авторов проекта Кольской скважины Давид Губерман.
Пернатые шахтёры
Сейчас шахты оснащены современным оборудованием, но раньше горнякам помогали соблюдать безопасность птицы.
Дело в том, что канарейки очень чувствительны к газу, в частности, к опасному для шахт метану. Они гибнут даже от незначительной примеси его в воздухе. В прежние времена шахтёры брали с собой под землю клетку с канарейкой, и если птица падала или просто начинала беспокоиться, покидали выработку.
Многие угольные компании США и Великобритании в прошлом веке специально разводили канареек или покупали отбракованных птиц в зоомагазинах. Птицы не всегда погибали: подышав свежим воздухом, многие из них приходили в себя, чтобы потом снова отправиться «на работу».
Считается, что даже в наше время не существует прибора, так же тонко и быстро реагирующего на присутствие газа, как организм канарейки.
Подземные жители
В Австралии есть целый подземный город, где живёт более 1,5 тысячи человек. Кубер-Педи находится в южной части континента и считается мировой столицей опалов: под ним расположена почти треть всего запаса этих минералов.
Жители Кубер-Педи изначально селились в подземных жилищах из-за жары и песчаных бурь. В шахтах была занята большая часть населения, поэтому многие попадали в выработки сразу из своих домов, не выбираясь на землю.
В домах жителей австралийского городка всё по-настоящему: мебель, водопровод, канализация и вполне комфортная температура — около 22 градусов Цельсия круглый год.
Сейчас рыть шахты на территории Кубер-Педи уже запрещено, но примерно половина местных жителей по привычке всё равно обитает под землёй. Кроме того, в пещерах расположены многие городские объекты, включая кладбище и церкви.
Кузбасская Лялька
Собака Лялька отработала в кузбасской шахте всю свою жизнь — 16 лет. Было это совсем недавно: шахтёры из Прокопьевска похоронили своего четвероногого друга только в 2014 году.
Лялька родилась прямо на территории шахты «Первомайской». Через несколько месяцев горняки начали брать её в забой. Основная задача собаки заключалась в отлове крыс, но бывало и так, что она предупреждала шахтёров об опасности, выводила на поверхность, когда у них гасли фонари: Лялька знала все входы и выходы.
Проработала собака до глубокой старости и, по словам шахтёров, не пропустила ни одного дня в забое. За верность делу Ляльку похоронили прямо на территории шахты и даже поставили ей памятник.
«До лампочки»
По одной из версий, выражение «Мне до лампочки» родилось среди шахтеров. Горняки, кроме фонаря на каске, носили лампу, подвешивая к поясу. И таким образом фраза стала не только выражать безразличие, но и некоторый грубый жаргонный акцент степени этого безразличия.
Хотя наиболее распространенная версия говорит о том, что фраза пришла из Одессы, где осветительные фонари вешали максимально высоко.
Но есть профессиональный сленг, который не вышел из шахты и совершнно непонятен непосвященным, или распространился очень локально. Например, перерыв на еду шахтеры называют «тормозок». В советские годы шахтерам выдавали легкие завтраки в специальных коробках-термосах, в журнале учета выдачи завтраков писали «термосок». Это слово и превратилось в разговорном варианте в «тормозок».
Позже горняки стали назвать этим словом любой перерыв на еду, принесенную из дома. Сейчас этим термином пользуются некоторые путешественники, охотники и рыбаки, которые берут с собой провизию.
Есть и знакомые всем слова, которые под землей обрели иное значение. Например, сварочный аппарат — «телевизор». Учеников называют «ёжиками», а застолье со спиртным — «банкой».
Статья написана по информации с открытых источников.
Спасибо за просмотр, доброго дня , дорогой друг!