Философия уличных игр, которая существовала в 90-е и 00-е и которая живет до сих пор.
«А Влад выйдет? А он может скинуть мяч?» — такую просьбу я постоянно слышал от знакомых пацанов со двора. Если родители меня отпускали, приятели умоляли еще набрать бутылку воды. И не тепленькой, а холодненькой. Чтобы потом два раза не бегать и не оказаться запертым дома. Впрочем, для таких случаев существовала уловка: «Давай я с тобой зайду». Работало безотказно. Раньше мне казалось, что такая уличная романтика была только у меня. Однако жизнь показала, что философия дворового футбола едина для всех.
«Не было гола, мяч в штангу попал» — эта фраза звучала постоянно, если на поле не было нормальных ворот.
Вместо штанг — портфели, куртки, кофты или пакеты со сменкой. Понять, где и когда был гол, порой было просто невозможно (особенно из-за отсутствия перекладин). Доходило до того, что спорщики подолгу вымеряли расстояния.
«Кто выбил, тот бежит за мячом». У несовершенных полей был еще один минус: стоило ударить слишком сильно и мимо — и мяч далеко улетал то в кусты, то на дорогу, то попадал под машину или по человеку. И бежал за ним, естественно, не вратарь, а сам исполнитель. А если ему было лень и рядом шел человек, то можно было услышать звонкое: «Подайте мяч, пожалуйста».
«Вставай на ворота — дай пробью разок». Частенько на поле мог появиться мужик (как правило, пьяный), который останавливал игру, чтобы на секунду вспомнить свое детство, а затем уйти. Отдельный ужас вызывала фраза «Да не боись, я не сильно, бью на технику». Тут всегда было два варианта: либо взрослый смешно ударит, либо приложится так, что лучше выбежать из ворот, пока не поздно.
«Домой!» - Зов родителей — худшее, что слышал ребенок в разгар футбольного матча. Особенно если взрослые загоняли хозяина мяча. В таком случае веселье заканчивалось для всей компании. Чтобы продлить удовольствие, в ход шли уловки и уговоры: «Оставь мяч, мы тебе потом занесем».
Чей мяч, тот и царь. У владельца мяча всегда были привилегии (все-таки достать хороший мяч было не так-то просто). Он, как правило, автоматически становился капитаном и во время распределения участников выбирал первым. Если новенький просился поиграть, он решал — пригласить или нет. Если хозяину что-то не нравилось или его обижали, он мог взять мяч под мышку и уйти (отсюда и бесконечный шантаж).
«Новенький за нас». Отдельная песня — споры, за кого будет играть только прибывший игрок или группа. Как правило, все решалось в пользу команды, которая уступала в счете («Да вы и так ведете») или в численности («Вас больше — он за нас»).
«Переделимся». Если состав одной из команд был слишком сильным, а счет и вовсе неприличным, то уступавшая команда требовала остановить матч и перетасовать игроков. Удавалось далеко не всегда.
Мелкий (толстый) на воротах. Больше всего правил связано с вратарями. Считалось, что самые заметные ребята — те, кто много забивают, быстро бегают и финтят. Поэтому обычно на роль голкипера выбирали либо самого молодого, либо самого крупного, либо вообще девчонку (если такие были). Если на поле находилось слишком много старших, их вежливо просили: «Сильно не бейте, у нас малой на воротах».
Вратарь-гоняла (он же водила или мотала). Еще один компромисс, на который шли участники, чтобы всем было весело. Поскольку никто никогда не хотел стоять в стороне, пока все главные события разворачивались где-то впереди, перед началом матча капитаны обозначали, что у них вратарь-гоняла, который не только стоит на воротах, но и выступает в роли обычного полевого игрока.
«Меняемся до гола». Второй способ дать всем участникам побегать по площадке. Игрок исполняет роль вратаря до момента, пока ему не забьют. После этого он меняется местами с одним из полевых. Однако если голкипер пропускает мяч между ног (в «домик», в «очко») или еще каким-то нелепым и позорным образом, он остается стоять дальше.
От ворот до ворот не считается. И не важно, выбивался ли мяч с рук или с места. Однако если в полете он «чиркнул» кого-то, то голкипер мог отпраздновать успех. Правда, факт касания еще требовалось доказать. Если не удавалось, вратаря просили перебить.
«Ничего не было, рука прижатая». Спорные ситуации, связанные с игрой рукой, возникали без конца и разрешались мнением большинства. Вообще фиксировать нарушения правил было непросто. В одних ситуациях высоко поднятая нога считалась опасной игрой, в других — в рамках правил. Толчок в спину тоже не всегда был фолом. В качестве отмазки звучала фраза «я в корпус сыграл». Самые наглые и дерзкие после грубого нарушения использовали выражение «да ничего не было, он сам упал», из-за чего футбольный матч быстро перерастал в потасовку.
«Я рукой сыграл, чтоб за мячом не бегать» — типичное оправдание защитника, который отбил мяч, шедший в ворота. Часто воспринималось спокойно, потому что на втором или третьем часу игры все уже были уставшие.
«Я заработал — я пробью». Неоспоримое правило уличного футбола, когда дело доходило до штрафного удара или пенальти. Команда, в чью сторону был назначен одиннадцатиметровый, имела право сменить голкипера. Однако в таком случае игрок наносил два удара, а не один.
Играем на задницу. Важное условие для любого матча или мини-игры. Победившая команда получала право расстрелять мячом уступивших. Счастьем считалось, когда бьющий бил сильно вышел или вообще мазал.