Найти в Дзене
Пограничный контроль

Зло – всегда внутри

«Она не зло, Том. Она просто яростно хочет отомстить миру, который так плохо с ней обошелся.

- Я знаю. Это и есть – зло».

Сериал «Йеллоустоун»

У человека всегда есть выбор – поступать хорошо или поступать плохо. Никакие внешние обстоятельства не могут и не должны определять и оправдывать этот выбор. Как бы плохо с вами не обошелся мир, только вам решать – превратит это вас в злодея и подлеца, или нет.

Это довольно простая мысль, но, к сожалению, берут ее за основу своего поведения по-прежнему далеко не все. Очень многие (и это видно уже по комментариям на Дзене) с удовольствием используют свои многочисленные страдания и душевные терзания как оправдания своим нечистоплотным действиям.

Чтобы сделать мысль о собственном выборе добра и зла более популярной, ее частенько используют деятели искусств, в том числе режиссеры – в последнее время и в топовых сериалах. В качестве эпиграфа я привела диалог из третьего сезона сериала «Йеллоустоун». Но развернуть эту идею хочу на примере другого сериала – уже практически культового «Мира дикого Запада».

Основная сюжетная коллизия первого сезона сериала строится на истории одного из главных персонажей, Уилла – совладельца огромного высокотехнологичного парка развлечений в стиле кантри, где игровые персонажи являются искусно сделанными андроидами, запрограммированными на выполнение определенной роли.

Уилл попадает в парк впервые и, как это и предусмотрено сценарием аттракциона, влюбляется в отважную и прекрасную Долорес. Конечно, Долорес – такой же андроид, как и все остальные существа в парке, и сам роман ее с Уиллом – не более, чем сюжетный ход, придуманный гениальным сценаристом корпорации.

Уилл и Долорес в парке. "Мир дикого Запада". 2016 год.
Уилл и Долорес в парке. "Мир дикого Запада". 2016 год.

Уилл, понятно, знал об этом с самого начала, но почему-то не принимал всерьез. Когда до него все-таки доходит, что это всего лишь игра, а не реальная любовь, у него буквально срывает башню. Да, мало кому нравится чувствовать себя дураком, и понять его можно. Но, черт побери, это же аттракцион, чувак! Он именно затем и создан – чтобы влюбляться, сражаться, терять и находить – словом, жить полной жизнью. И Долорес тут совершенно не при чем, она никого не обманывала и не предавала, она просто робот, выполняющий определенные функции. У нее нет никакой свободы воли, и мстить ей – все равно что мстить стиральной машине за испорченную рубашку.

"Мир дикого Запада", 2016 год.
"Мир дикого Запада", 2016 год.

Но Уиллу очень не хочется признавать собственную ответственность за все свои душевные терзания. Вместо того, чтобы идти на психотерапию и вместе с доктором выяснять, почему он при живой жене влюбился в робота, он начинает Долорес мстить. Причем не как владелец парка, имеющий право на изменения в нем (например, поручив переписать ее сценарий или переделать под другую роль), а просто мстить буквально как живому настоящему человеку. Практически поселяется в парке и начинает раз за разом над бедняжкой издеваться – мучить ее, мучить ее родителей и друзей, постоянно ее насиловать и убивать, и делать все это на полном серьезе.

Уилл через 30 лет. "Мир дикого Запада", 2016 год.
Уилл через 30 лет. "Мир дикого Запада", 2016 год.

Ну и под конец превращается в настоящего монстра, потерпев полное фиаско и в реальной жизни – потеряв жену, дочь, родных и друзей. Долорес за годы всех издевательств и посредством гениев программирования в конце концов обретает, наконец, человеческое сознание, субъектность и свободу воли. Что Уилла, понятно, только оправдывает в своих собственных глазах – ага, говорит он себе и последним немногим окружающим, значит и тогда она могла решать, значит, она на самом деле виновата.

Уилл и Долорес через 30 лет. "Мир дикого Запада", 2016 год.
Уилл и Долорес через 30 лет. "Мир дикого Запада", 2016 год.

Почему мне это кажется хорошей иллюстрацией к мысли о том, что никакие внешние обстоятельства не могут быть причиной жестокости и злобы? Потому что именно здесь никаких таких суровых и непреодолимых внешних обстоятельств и нет. Вообще нет, от слова совсем. Все, абсолютно все, «внешние» обстоятельства созданы и используются для развлечения самим человеком. Они являются его запросом на мир и отражением его собственной сути, и поэтому за все причиненное им зло ответственен только он сам. Обвинять и перекладывать ответственность на эти обстоятельства можно с таким же успехом, как обвинять зеркало.

Понятно, что в настоящей жизни часто бывает не так, и мир действительно бывает и жесток, и несправедлив. Но, вместо того, чтобы с ходу превращаться в монстра, мы всегда можем сначала подумать.

А какие наши действия привели нас к этой жестокой и обидной ситуации?

Могли ли мы поступить как-то неправильно и сделать что-то не так? (Напомню, что Уилл вообще-то изменил с Долорес жене).

Как нам стоит повести себя и выстроить свою жизнь, чтобы избежать этой несправедливости в дальнейшем?

И, наконец, можем ли мы сами изменить этот мир так, чтобы сделать его менее жестоким и менее несправедливым?

Всегда есть выбор, и за него всегда несет ответственность только сам человек.

Про месть еще можно почитать вот тут.