«Она не зло, Том. Она просто яростно хочет отомстить миру, который так плохо с ней обошелся.
- Я знаю. Это и есть – зло».
Сериал «Йеллоустоун»
У человека всегда есть выбор – поступать хорошо или поступать плохо. Никакие внешние обстоятельства не могут и не должны определять и оправдывать этот выбор. Как бы плохо с вами не обошелся мир, только вам решать – превратит это вас в злодея и подлеца, или нет.
Это довольно простая мысль, но, к сожалению, берут ее за основу своего поведения по-прежнему далеко не все. Очень многие (и это видно уже по комментариям на Дзене) с удовольствием используют свои многочисленные страдания и душевные терзания как оправдания своим нечистоплотным действиям.
Чтобы сделать мысль о собственном выборе добра и зла более популярной, ее частенько используют деятели искусств, в том числе режиссеры – в последнее время и в топовых сериалах. В качестве эпиграфа я привела диалог из третьего сезона сериала «Йеллоустоун». Но развернуть эту идею хочу на примере другого сериала – уже практически культового «Мира дикого Запада».
Основная сюжетная коллизия первого сезона сериала строится на истории одного из главных персонажей, Уилла – совладельца огромного высокотехнологичного парка развлечений в стиле кантри, где игровые персонажи являются искусно сделанными андроидами, запрограммированными на выполнение определенной роли.
Уилл попадает в парк впервые и, как это и предусмотрено сценарием аттракциона, влюбляется в отважную и прекрасную Долорес. Конечно, Долорес – такой же андроид, как и все остальные существа в парке, и сам роман ее с Уиллом – не более, чем сюжетный ход, придуманный гениальным сценаристом корпорации.
Уилл, понятно, знал об этом с самого начала, но почему-то не принимал всерьез. Когда до него все-таки доходит, что это всего лишь игра, а не реальная любовь, у него буквально срывает башню. Да, мало кому нравится чувствовать себя дураком, и понять его можно. Но, черт побери, это же аттракцион, чувак! Он именно затем и создан – чтобы влюбляться, сражаться, терять и находить – словом, жить полной жизнью. И Долорес тут совершенно не при чем, она никого не обманывала и не предавала, она просто робот, выполняющий определенные функции. У нее нет никакой свободы воли, и мстить ей – все равно что мстить стиральной машине за испорченную рубашку.
Но Уиллу очень не хочется признавать собственную ответственность за все свои душевные терзания. Вместо того, чтобы идти на психотерапию и вместе с доктором выяснять, почему он при живой жене влюбился в робота, он начинает Долорес мстить. Причем не как владелец парка, имеющий право на изменения в нем (например, поручив переписать ее сценарий или переделать под другую роль), а просто мстить буквально как живому настоящему человеку. Практически поселяется в парке и начинает раз за разом над бедняжкой издеваться – мучить ее, мучить ее родителей и друзей, постоянно ее насиловать и убивать, и делать все это на полном серьезе.
Ну и под конец превращается в настоящего монстра, потерпев полное фиаско и в реальной жизни – потеряв жену, дочь, родных и друзей. Долорес за годы всех издевательств и посредством гениев программирования в конце концов обретает, наконец, человеческое сознание, субъектность и свободу воли. Что Уилла, понятно, только оправдывает в своих собственных глазах – ага, говорит он себе и последним немногим окружающим, значит и тогда она могла решать, значит, она на самом деле виновата.
Почему мне это кажется хорошей иллюстрацией к мысли о том, что никакие внешние обстоятельства не могут быть причиной жестокости и злобы? Потому что именно здесь никаких таких суровых и непреодолимых внешних обстоятельств и нет. Вообще нет, от слова совсем. Все, абсолютно все, «внешние» обстоятельства созданы и используются для развлечения самим человеком. Они являются его запросом на мир и отражением его собственной сути, и поэтому за все причиненное им зло ответственен только он сам. Обвинять и перекладывать ответственность на эти обстоятельства можно с таким же успехом, как обвинять зеркало.
Понятно, что в настоящей жизни часто бывает не так, и мир действительно бывает и жесток, и несправедлив. Но, вместо того, чтобы с ходу превращаться в монстра, мы всегда можем сначала подумать.
А какие наши действия привели нас к этой жестокой и обидной ситуации?
Могли ли мы поступить как-то неправильно и сделать что-то не так? (Напомню, что Уилл вообще-то изменил с Долорес жене).
Как нам стоит повести себя и выстроить свою жизнь, чтобы избежать этой несправедливости в дальнейшем?
И, наконец, можем ли мы сами изменить этот мир так, чтобы сделать его менее жестоким и менее несправедливым?
Всегда есть выбор, и за него всегда несет ответственность только сам человек.
Про месть еще можно почитать вот тут.