Найти тему

ВНИМАНИЕ. Почему отвлекаться — нормально?

Фокус нашего внимания ограничен и вот почему.

Вы часто слышите претензии о своей невнимательности? Может быть, ваш партнер часто упрекает вас за то, что вы его не слушаете? Кстати, когда в последний раз вы произносили фразу: «повторите, пожалуйста» или «извините, я отвлекся/лась»? Дело в том, что наша способность к концентрации внимания ограничена. Именно поэтому мы слушаем, но не слышим, и смотрим, но не видим. Наше внимание запрограммировано на то, чтобы  приглушать все, что находится вне зоны распространения, просто для экономии ресурсов. А теперь подробнее о внимании и причинах его ограниченности.

Внимание направленность сознания на конкретную ситуацию или явление, обладающие ситуативно или устойчивой значимостью. Интересно, что уже классическая и всем понятная трактовка внимания уже несет в себе коннотацию ограниченности. Итак, внимание может быть:

  1. Непроизвольным: когда человек концентрируется на каком-то объекте, потому что он атипичный, любопытный, особенный. В этом случае не нужны волевые усилия, чтобы сосредоточиться. Например, необычная вывеска, красивый наряд, интересные черты лица или избыточность деталей, которые хочется идентифировать.
  2. Произвольным: происходит не из-за интереса, а по необходимости. Произвольное внимание связано с волевыми усилиями и психическим состоянием. Например, слушать интересную лекцию куда легче, чем ту, на которой невнимательность грозит плохой оценкой на контрольной. А если эта лекция еще и последняя или первая, а вы не выспались, то сосредоточиться будет еще сложнее.
  3. Постпроизвольным: возникает вслед за произвольным на основе личного интереса. По сути, это что-то среднее между произвольным и непроизвольным вниманием, так как внимание носит целенаправленный характер, но не требует волевых усилий для фокусировки. Понятная иллюстрация: когда вы себя заставили что-то делать, а потом втянулись и начали получать удовольствие от происходящего.

Итак, внимание неизбежно связано с концентрацией. Его нужно держать и подкреплять волевыми усилиями, в случае с произвольным вниманием, и подкреплять, в случае с непроизвольным. Таким образом, понятно, что даже рассредоточенное внимание не может быть всепоглощающим. Дальнейшее подтверждение ограниченности внимания заложено в его свойствах.

Свойства внимания:

  • объем — количество одновременно воспринимающихся объектов.
  • концентрация — способность сосредоточения на объекте, фокус психической активности. Простая закономерность: чем меньше воспринимаемых объектов, тем выше концентрация (когда лучше работается в тишине и с отключенными оповещениями в мессенджерах).
  • распределяемость — одновременное выполнение ряда действий. Вы замечали, что пока записываете важную мысль, услышанную на лекции, выпадаете и ничего не слышите, пока не закончите писать? Вы создали искусственную важность и фокус вашего внимания сосредоточился на двух действиях: запомнить формулировку и в точности ее записать, поэтому все, что происходит вокруг — неважно.
  • устойчивость — общая направленность внимания, которая зависит от конкретного человека: его темперамента, мотивации, уровня усталости и типа нервной системы. Есть люди с рассеянным вниманием, дислексики и другие вариативности личности с неустойчивой способностью к концентрации.
  • колебания — длительное сосредоточение на объекте практически невозможно, поэтому происходит непроизвольное отключение. Например: при разговоре вы можете отвлечься на собственные мысли, окружающую обстановку или интересную деталь на одежде собеседника.
  • переключаемость — смещение фокуса внимания (как произвольное, так и непроизвольное). Происходит тогда, когда вы заметили, что отвлеклись и волевым усилием корректируете внимание. В случае с непроизвольным вариантом переключения можно привести пример с телефонным звонком или просьбой коллеги, которые отвлекли вас от выполнения приоритетной задачи, так вы смещаете свое внимание на раздражитель.

Таким образом, ограниченность внимания заложена и в его свойствах, а его рассредоточенность прописана в переключаемости, колебаниях и распределяемости. Теперь поговорим о феноменах, созданных на искажениях внимания.

Кошелек Миллера и ограниченность краткосрочной памяти

Джордж Миллер (известный американский психолог) в 1956-м году опубликовал работу «Магическое число семь плюс-минус два», которая обосновывает объем кратковременной памяти через метафору кошелька, в который одновременно можно положить только семь монет (смыслов). Здесь важно то, что для запоминания нам важен не столько смысл, сколько внешние характеристики. Миллер доказал, что кратковременная память способна запомнить (в среднем): 9 двоичных чисел, 8 десятичных чисел, 7 букв алфавита, 5 односложных слов. Таким образом, в конце XX века была впервые доказана ограниченность нашего внимания.

Слепота по невниманию или почему никто не увидел гориллу

В 1975-м году Даниель Симонс провел ряд экспериментов, в ходе которых был  выявлен «эффект невидимой гориллы» (это слепота по невниманию). Задача испытуемых — бросать друг-другу мяч и считать пасы. Во время этого действия в поле зрения участников появился человек в костюме гориллы и более половины респондентов его не заметили. Из-за чрезмерной концентрации на действии, мы можем не заметить даже экстраординарные вещи.

Схожий эффект называется слепотой к изменению — неспособность заметить изменение в поле зрения, если оно находится вне фокуса внимания. Тот же Даниель Симонс провел эксперимент, который показал, что слепота к изменению может приводить даже к тому, что человек не заметит подмену собеседника, если она была скрыта от его глаз. Кстати, именно так и появляются киноляпы. В одном из исследований ВШЭ было описано, как проявляется этот феномен в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности. То есть исследователи связали исходные когнитивные способности и концентрацию внимания. Это дает нам повод говорить о том, что уровень внимания субъективен и зависит от когнитивного стиля поведения и темперамента, которые формируются на начальных этапах развития личности.

Черная дыра внимания

«Мертвая зона внимания» — незамеченная область, близко примыкающая к центральному объекту внимания. Так работают все фокусы и задачи на внимательность. Все ваше внимание сконцентрировано на объекте, поэтому вы можете не заметить то, что происходит у вас под носом. Это связано с ментальным отбором релевантной информации в зависимости от выполняемой задачи. Для обозначения этого эффекта часто используется метафора прожектора — объекты и события, освещенные прожектором, получают преимущество в скорости обработки, а также легче обнаруживаются и различаются, по сравнению с теми, что не освещены. Отечественные когнитивные психологи провели ряд экспериментов, в ходе которых доказали, что появление мертвых зон обусловлено пространственным фокусом внимания и субъективной оценкой значимости события. То есть — объект, вызывающий пристальный интерес, неизбежно окружен мертвой зоной.

Таким образом, мы доказали ограниченность внимания. Стать более внимательным возможно, но невозможно быть внимательным full-time или делать несколько задач одновременно без потери качества их выполнения. Отвлекаться — это нормально, стоит проще относиться к собеседникам, которые часто просят вас что-то повторить.