Энергетик цеха химводоподготовки Александр Назин награждён одной из высших профсоюзных наград в стране – знаком почёта Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности. Более десяти лет Александр Николаевич возглавляет от профсоюза Тольяттиазота комиссию по трудовым спорам, работу которой неоднократно ставили в пример коллегам-химикам с других предприятий. Александр Назин поделился с газетой своим видением того, каким должен быть общественный лидер.
– Поясните, что это за комиссия по трудовым спорам?
– На комиссии разбирают индивидуальные трудовые споры. В постоянный состав поровну входят представители администрации и профсоюза. Работаем с документами, законами, нормами. Наша цель – найти решение в споре двух сторон. Деятельность КТС позволяет наводить мосты между работниками и работодателем, снимать социальное напряжение, не доводя до судебных разбирательств возникающие споры.
– Что самое сложное лично для вас?
– Острых моментов много. Часто приходится не соглашаться с позицией руководства компании. Но случается и наоборот, когда работник, подавший заявление в комиссию, откровенно неправ. У каждого человека есть свои представления о законе, о справедливости. И не всегда они соответствуют реальному положению вещей. Для этого и существует комиссия по трудовым спорам, чтобы вынести коллективное непредвзятое решение.
Были случаи, когда удавалось вернуть премию целому подразделению. Например, цеху №34. Восстанавливали работников в должности, добивались справедливых решений по итогам происшествий. Иногда комиссия по трудовым спорам справедливо выносит решение не в пользу работника. Случалось, люди после этого выходили из профсоюза. Но профсоюз ли здесь виноват?..
– Профсоюз заявляет, что ставит своей целью защищать права работников.
– Защищать права, когда их нарушают. Но мы не можем и не должны действовать в ущерб действующему законодательству и здравому смыслу. Не нужно забывать, приходя на завод, что здесь на первом месте работа. Если вы честно трудитесь, но чувствуете, что должной отдачи от работодателя нет, тогда мы придем на помощь.
– Всем не расскажешь о результатах своей общественной работы. Часто вам как представителю профсоюза приходится слышать упреки в свой адрес?
– У меня в цехе такого нет. Каждый знает достаточно, чем занимается профсоюз и какие лично ему от этого выгоды. Наоборот, те, кто обращается за помощью или за поиском истины в комиссию по трудовым спорам, знают: здесь люди работают. Никогда никому не отказываю в консультации по вопросу, в котором могу помочь как общественник. И неважно, в каком цехе работает обратившийся.
– Сколько членов профсоюза в вашем цехе №12?
– Исторически так сложилось, что в нашем цехе стопроцентное членство в профсоюзе и всегда удавалось найти взаимопонимание с руководителями.
– Почему в других цехах не так?
– Если председатель цехового комитета не встречается со своим коллективом, не объясняет коллегам, чем занимается профсоюз, с какими проблемами сталкивается и как их решает, то какого отзыва, реакции ожидать от людей? Некоторые обращения работников в комиссию по трудовым спорам вполне реально было решить на уровне цеха. Это в компетенции предцехкома и начальника цеха.
– Нет ощущения, что общественная работа – это определенная личная жертва? Благодарят редко – спрашивают за результат часто.
– Честно работай. Вопросы коллектива не прячь в загашник, а доноси до администрации. Сам не уходи от вопросов, а честно отвечай на них. Не боятся признаваться в том, что не получилось, и старайся добиться нужного результата. Тогда не будет к тебе претензий. Тогда люди перестанут задаваться вопросом «зачем нужен профсоюз?»
– Хорошо, есть признание, доверие людей. А как же личное время, силы, эмоции, затраченные на профсоюзную деятельность?
– Мне просто нравится этим заниматься. Общение с разными людьми, будь то первые руководители предприятия или работники разных цехов, очень хорошо сказывается на мне. Это тонус. Понимание собственной важности и нужности. Знаешь, что кому нужно, умеешь разрешить сложные ситуации, конфликты. Путь к результату сложный, но, достигая его, получаешь удовлетворение.
– То есть профсоюзный активист может быть честолюбив?
– Как и любой работник. Каждому приятно, когда он хорош в своем ремесле. Почему в общественной работе должно быть по-другому? Профсоюз дает мне возможность повлиять на ситуации, на которые, будучи просто энергетиком цеха №12, я воздействовать бы не смог. Поясню. Как предцехком, член профкома и председатель комиссии по трудовым спорам я в состоянии работать с коллективом, формировать у него определенный взгляд, мотивировать людей, снимать напряженность в сложных ситуациях. Словом, помогать людям.
– А как же вознаграждение? Популярный вопрос: «А что мне за это будет?»
– Уважение и почет от людей, новые возможности и знания. На самом деле бонусов много. Ты, когда во дворе в футбол играешь, делаешь это не за деньги. Другие цели, другие награды.
– Время бесценно. Когда есть большая семья, личные дела, увлечения, как их делить с общественной работой?
– Секрет прост – поменьше спи и лежи на диване. У меня времени хватает и на семью, и на увлечения, и на решение личных дел, и на общественную деятельность.
– Какие испытываете чувства, когда получаете награды за профсоюзную работу?
– Убеждаюсь, что на верном пути. Не работал бы с людьми, не было бы результата. Можно стараться, но действовать неправильно. Самому это заметить сложно, а награда – как взгляд со стороны, объективная внешняя оценка. Значит, действую правильно. Идем дальше.
– Какие цели себе ставите на перспективу?
– Хочется, чтобы обращений в комиссию по трудовым спорам было как можно меньше, а в идеале не возникало совсем. Администрация и профсоюз должны так выстраивать отношения, чтобы у рабочего человека не было лишних забот, помимо его профессиональной деятельности. Уже позабылся автор, но эпиграфом к разговору процитирую четверостишье:
Наше движение – воля народная!
Воля ученых, рабочих, крестьян!
Цель наша светлая, цель благородная –
Сделать счастливее жизнь заводчан!
Комментарий председателя Самарской областной организации Росхимпрофсоюза Вячеслав Финагин:
– Знак почета является одной из высших наград Росхимпрофсоюза. Для понимания: решение о его присвоении принимает центральный комитет в Москве. Знак почета – высшая ступень признания – может быть вручен, только если человек уже имеет в своем активе почетную грамоту и почетный знак вклад в развитие профсоюзного движения. Здесь важна не длительность пребывания в профсоюзе, а плодотворность труда на благо общества. В случае с Александром Николаевичем речь идет о защите прав и интересов работников.
Александр Николаевич Назин – тот боевой товарищ, на которого всегда можно опереться. Он профессионал до мозга костей, больше десятка лет возглавляет комиссию по трудовым спорам. Насколько это почетно, настолько же и сложно. Служит он интересам тех людей, с которыми работает. Они видят в нем защиту, опору и поддержку – то, что и должны видеть в профсоюзе.
Юрий Николаев для "Волжского химика"