В 47% случаев ум блуждает. Он блуждает около трети времени, пока человек читает, разговаривает с другими людьми или заботится о детях. Он блуждает в 10 процентах случаев, даже во время секса. И это блуждание, по мнению психолога Мэтью Киллингсворта, не очень хорошо для благополучия. Ум должен находиться в одном месте.
В научной статье 2010 года в соавторстве с профессором психологии Дэниелом Гилбертом эти двое писали, что «блуждающий ум — это несчастный ум».
Для Киллингсворта счастье заключается в содержании переживаний от момента к моменту. Ничто материальное не имеет внутренней ценности, за исключением тех обещаний счастья, которые оно несет. Конечно, удовлетворение от обладания вещью не обязательно приходит в тот момент, когда она приобретена. Это может быть предвкушение или ностальгическая тоска. Однако в целом, по мнению этих психологов, способность человеческого мозга рассматривать события прошлого и будущего в большом, утомительном объеме была достигнута за счет счастья. Умы склонны блуждать по темным, а не причудливым местам. Если только у этого ума нет чего-то волнующего, чтобы предвкушать или сладкого, чтобы помнить.
За последнее десятилетие многочисленные психологические исследования показали, что переживания приносят людям больше счастья, чем собственность. Идея, что эмпирические покупки приносят больше удовлетворения, чем материальные, уже давно принадлежит корнельскому профессору психологии Томасу Гиловичу. С 2003 года он пытается выяснить, как именно и почему эмпирические покупки намного лучше материальных. В журнале Psychological Science в прошлом месяце Гилович и Киллингсворт вместе с докторантом Корнелла Амитом Кумаром, расширил нынешнее понимание того, что трата денег на переживания «обеспечивает более длительное счастье». Они специально рассматривали предвкушение как движущую силу этого счастья; возникает ли выгода от траты денег на опыт до покупки, в дополнение к тому, что было сделано после. И да, это так.
По сути, когда вы не можете жить в данный момент, говорят они, лучше всего жить в ожидании опыта. Эмпирические покупки, такие как поездки, концерты, фильмы и т. д., имеют тенденцию превзойти материальные покупки, потому что полезность покупки чего-либо действительно начинает накапливаться до того, как вы его купите.
Ожидание опыта, по-видимому, вызывает больше счастья и волнения, чем ожидание материального блага (и больше «приятности» тоже). Напротив, ожидание обладания скорее чревато нетерпением, чем ожиданием.
Эмпирические покупки также больше связаны с идентичностью, связями и социальным поведением. Оглядываясь назад на сделанные покупки, можно сказать, что опыт делает людей счастливее, чем собственность. Это вроде как противоречит логике, что если вы платите за опыт, например отпуск, он закончится и исчезнет; но если вы покупаете материальную вещь, диван, по крайней мере, вы будете иметь его в течение длительного времени. На самом деле у большинства из нас есть довольно сильная способность к терпимости или гедонистической адаптации, когда мы перестаем ценить вещи, которым постоянно подвергаемся. Айфоны, одежда, диваны и так далее просто становятся фоном. Они портятся или устаревают. Именно мимолетность эмпирических покупок и привлекает нас к ним. Либо они не существуют достаточно долго, чтобы стать несовершенными, либо они несовершенны, но наши воспоминания и истории о них становятся сладкими со временем. Даже плохой опыт становится хорошей историей.
Исследования также показали, что люди склонны быть более щедрыми к другим, когда они только что подумали об эмпирической покупке, а не о материальной покупке. Они также с большей вероятностью будут заниматься общественной деятельностью.
Что в природе воображения эмпирических покупок отличается от мышления о будущих материальных покупках? Самая интересная гипотеза заключается в том, что вы можете представить себе все возможные варианты того, каким будет опыт.