Найти тему
Удивительный Мир

10 СЕКРЕТНЫХ проектов АвтоВАЗа, которые не пошли в серию! КРУТЫЕ, НО ПРОВАЛИВШИЕСЯ...

10 СЕКРЕТНЫХ проектов АвтоВАЗа, которые не пошли в серию! КРУТЫЕ, НО ПРОВАЛИВШИЕСЯ...

Пожалуй, практически в каждой семье была своя «Лада», а львиная доля из тех водителей, которые меня сейчас читают, почти наверняка учились управлять машиной именно на одной из ВАЗовских классик. Вот только далеко не все знают, сколько интересных и нетривиальных «жигулевских» моделей попросту не попали на рынок, хотя были весьма многообещающими... Вашему вниманию несколько малоизвестных детищ АвтоВАЗа, которые могли бы значительно разнообразить ассортимент продукции в лучшую сторону и сделать нашу жизнь другой, однако до массового производства они так, к сожалению или счастью, и не дошли.

Кстати, данный материал существует также в виде видеоролика на моем Ютуб-канале. Ссылка для просмотра - https://youtu.be/qEoAxO0OImM
Кстати, данный материал существует также в виде видеоролика на моем Ютуб-канале. Ссылка для просмотра - https://youtu.be/qEoAxO0OImM

1. Лада Горби

Концептуальная Lada Gorbi на редких снимках чем-то напоминает «космический» DeLorean. Автор проекта — немецкий промышленный дизайнер Луиджи Колани. Как и на каких условиях началось его сотрудничество ВАЗом — загадка. Но факт, что в 1987 году на агрегатах серийной «Нивы» родился незаурядный проект, практически полностью лишенный прямых линий — Колани уже тогда был известен в отрасли своей страстью к футуристичным концептам с округлыми формами.

Луиджи Колани уже в 80-тых был известен своим нетрадиционным подходом к проектированию автомобилей.
Луиджи Колани уже в 80-тых был известен своим нетрадиционным подходом к проектированию автомобилей.

Несмотря на применение стандартных агрегатов, конечный продукт был необычен не только с дизайнерской, но и с технической точки зрения. Например, двигатель переместили в базу, сделав концепт среднемоторным, как, например, Porsche Boxster. Максимальная мощность мотора выросла до 200 сил, что в сочетании с небольшой массой концепта делало реальной «максималку» в 200 км/ч. Для лучшей управляемости и маневренности аппарат оснастили шасси со всеми четырьмя управляемыми колесами. Салон Горби имел двухместную компоновку, а сама посадка была полулежачей: во время прыжков на трамплинах такая конфигурация снижала риск получения травмы.

Компоновка сидений автомобиля была практически лежачей. Все в угоду безопасности и комфорту пассажиров.
Компоновка сидений автомобиля была практически лежачей. Все в угоду безопасности и комфорту пассажиров.

Внешне автомобиль больше походил на луноход. Его техническая начинка прикрывалась эффектным пластиковым кузовом, а сделан космический прототип был в единственном экземпляре.

Даже спустя тридцать с лишним лет после дебюта, «Горби» по-прежнему выглядит свежо, интригующе и футуристично. Хороший дизайн не стареет!
Даже спустя тридцать с лишним лет после дебюта, «Горби» по-прежнему выглядит свежо, интригующе и футуристично. Хороший дизайн не стареет!

2. Лада Шифр

А этот стильный британский родстер построен на базе, не поверите, - автомобиля ВАЗ-2108 и сделан он еще в далеком 89 году.

Сможете ли вы разглядеть в этом стильном родстере отечественную "восьмерку"?
Сможете ли вы разглядеть в этом стильном родстере отечественную "восьмерку"?

"Зачинщиками" проекта стали британская компания TKM, местный диллер "Лада" и энтузиаст по имени Тони Стивенс. Последний еще с начала восьмидесятых пытался воплотить в жизнь производство компактных родстеров с собственным дизайном. И одновременно ему приглянулась наша восьмерка! Уже через пару лет инженер представил на ее основе концепт с названием Cipher (Шифр). Компактный строго двухместный кабриолет длинной 3.7 м, с двигателем на 850 кубиков и 40 л.с. приводивших в движение заднюю ось был тепло принят публикой на тот момент. Но при чем здесь лада, спросите вы?

Изначально концепт Тони Стивенса выглядел как на рисунке выше.
Изначально концепт Тони Стивенса выглядел как на рисунке выше.

Все просто. Дело в том, что Министерство автомобильной промышленности СССР также решило попытать счастья в новом для себя сегменте «машин «для души» и в полном объеме подхватило разработку Стивенса ! Советская сторона пообещала комплектующие, и содействие в подготовке мелкосерийного производства.

Так в 1989 году и появился плод работы интернациональной команды — открытый автомобиль Lada Cipher Sports. Машинка подросла, малость поменялся дизайн - нашлось место для заднего ряда сидений, на котором впрочем с комфортом можно было разместить разве что дамскую сумочку с небольшой собачкой. А под капотом новинки поселился до боли знакомый бензиновый двигатель объёмом 1,3 литра, приводящий в движение уже передние колёса.

Справа - концепт "До", а слева - "после" вмешательства АвтоВАЗа
Справа - концепт "До", а слева - "после" вмешательства АвтоВАЗа

Также у донора позаимствовали агрегаты ходовой и салон, но дверные карты и переднюю панель все же облагородили натуральной кожей. Снаружи о происхождении машины можно было узнать по дверным ручкам от ВАЗа.

Вот такой мог бы быть наш "Лада Родстер" в конце 80-тых годов.
Вот такой мог бы быть наш "Лада Родстер" в конце 80-тых годов.

Производство нового автомобиля планировали наладить в Литве, но форс-мажор в виде развала Советского Союза поставил крест на проекте. Единственный прототип шифра остался в Великобритании и даже был выставлен на продажу за 80 тысяч фунтов стерлингов, что примерно 6,5 млн рублей. С тех пор прошло уже много лет, а похожей серийной модели у «Лады» так и не вышло… Хотя в 2000 году в Тольятти предприняли еще одну попытку….

3. Лада Родстер

Ей была Lada Roadster Concept базу которой взяли от калины, укоротив при этом на 15 см. Но ласточка получилась интересной! Главной фишкой был складной жесткий верх, который убирался в багажник. Кроме того, для воплощения этой идеи планировалось использовать электропривод и систему параллельных рычагов.

Концепт Lada Roadster. Кто бы подумал, что он имеет базу невзрачной Lada Kalina?!
Концепт Lada Roadster. Кто бы подумал, что он имеет базу невзрачной Lada Kalina?!

Панель приборов для «Родстера» заимствовали у той же калины, рамку ветрового стекла — у десятки. Но дальше больше! Каркас безрамной двери с «начинкой» взяли от Alfa-Romeo GTV, а в головной оптике использовали элементы фар Volkswagen Golf.

Вид сзади. На моем ютуб-канале, кстати, вы можете увидеть больше!
Вид сзади. На моем ютуб-канале, кстати, вы можете увидеть больше!

«Ладу Родстер» оснастили двухлитровым 16-клапанным мотором с впрыском топлива на 105 л.с.. Мощности хватило, чтобы обеспечить разгон до 100 км/ч за девять секунд и достичь максималки 220! Свой вклад в такие показатели внесла и коробка с последовательным переключением. Попади такая ласточка на конвейер – жить нам в то нелегкое время было бы намного веселее.. Однако несмотря на простоту производства, проект так и не был реализован серийно…

4. «Лада Ока электро» или ВАЗ-1111Э

Очень продолжительное время, еще с советских времен, это вы, наверняка, помните из предыдущего выпуска, на автовазе шел поиск оптимального отечественного электромобиля. За основу такового однажды решили взять легендарную Оку. Начало разработке было положено в уже далеком 1992 году, а в 1994 на опытно-промышленном производстве была выпущена первая ограниченная серия из 20 машин.

"Ока" на электричестве была гораздо более лютым зверем, чем ее бензиновая сестренка!
"Ока" на электричестве была гораздо более лютым зверем, чем ее бензиновая сестренка!

Автомобиль был четырехместным с электроприводом, что делало его ход бесшумным. Масса «Лада Ока электро» составляла 950 кг при том более 300 из них весили три никель-кадмиевые батареи мощностью 132 вольта. И несмотря на усиленные пружины, грузоподъемностью пришлось пожертвовать – ничтожные 40 кг! Зато характеристики машинки оказались неплохи: запас хода на скорости 40 км/ч в обычных условиях составлял около 110 км, а батарейки ситикара заряжались за 8 часов от обычной розетки 220 В.

Вот такая вот "отечественная" Tesla
Вот такая вот "отечественная" Tesla

Машинка, как ни странно, даже принимала участие в нескольких заездах ралли, и даже занимала там призовые места. Впрочем, об успехах и участии отечественных автомобилей в ралли я расскажу вам в одной из следующих статей, а также в отдельном выпуске на моем ютуб-канале "Удивительный мир", подписывайтесь и ставьте колокольчик, чтобы не пропустить!

Как бы то ни было, все эти многообещающие результаты не смогли обеспечить автомобилю будущее. Одни только аккумуляторы стоили более 70% от стоимости всей машины, да и вообще в девяностые россиянам было как-то не до электротранспорта. Ряд этих и других факторов так иВысокая стоимость батарей, которая составила 70 % от стоимости всей машины, а также ряд других недостатков, так и не позволили поставить модель на конвейер .

5. ВАЗ-1152 «Эльф» электро

Но автоваз уже было не остановить! В 1996 они выкатили 1152 «Эльф», который создавался на базе другого концепта из той же оки 92 года - миниатюрного ситикара с двухцилиндровым двигателем на 650 кубиков и 30 л.с., формулой 2+2 и длиной менее 3 метров - ВАЗ-1151 «Гном». На втором ряду у него, кстати, могли поместиться разве что дети…

ВАЗ 1151 "Гном", один из потенциальных преемников "Оки"
ВАЗ 1151 "Гном", один из потенциальных преемников "Оки"
А это уже его переосмысленная версия 1152 "Эльф"
А это уже его переосмысленная версия 1152 "Эльф"

Оба концепта, как я уже сказал, имели укороченную платформу от Оки и обе машины, по сути, представляли собой просто другие концепции своего прародителя. Разные костюмы… Эльф ко всему прочему, повторял техническую составляющую электро Оки и поэтому имел похожие характеристики. Предполагалось, что он будет пляжно-городской машинкой: веселой и с широким функционалом. Инженеры избавились от лишнего ряда сидений, сняли двери в угоду меньшему весу и повысили клиренс. Такие доработки предполагали использование "электрокарчика" для активного отдыха, в первую очередь в парковой и курортной зонах (включая пляжи), а также на полях для гольфа.

Предполагалось использовать "Эльф" как пляжно-городской автомобильчик для активного отдыха
Предполагалось использовать "Эльф" как пляжно-городской автомобильчик для активного отдыха

Он был оснащен багажником, специально разработанным для хранения и транспортировки спортивного инвентаря, а также оборудован дугами, на которые крепился тент. Впрочем, 1152 «Эльф» также успел отметиться за рубежом: на международном ралли электромобилей в Монте-Карло он занял второе место. Неудивительно, все-таки, разгоняться машина была способна свыше 100 км\час.

Все же "Эльф" был куда привлекательнее и свежее своей предшественницы
Все же "Эльф" был куда привлекательнее и свежее своей предшественницы

Однако все вышеуказанные достоинства оказались нивелированы плохо проработанными элементами безопасности, а также высокой себестоимостью автомобиля, которые не пустили Эльф в массовое производство ровно так же, как и предшественников.

6. LADA «Рапан» электро

Но и это еще не все! Ваз продолжил поиск своего электромобиля и в 1998 году представил миру на парижском автосалоне «Рапан». Да-да, названием и своим «биодизайном» автомобиль обязан небезызвестному моллюску!

Лада Рапан мало того, что имел уникальный био-дизайн, так еще и был довольно неплохим электромобилем!
Лада Рапан мало того, что имел уникальный био-дизайн, так еще и был довольно неплохим электромобилем!

И хотя здесь опять стояли те же самые батареи и повторялись характеристики, электрокар нес в себе ряд инновационных решений. У тольяттинцев получилось сделать просторную и удобную машину в компактных габаритах: при длине 3,5 метра ее колёсная база составляет три! Батареи удалось разместить под ровным, прошу заметить, полом в пределах колёсной базы, что дало низкий центр тяжести и практически идеальную развесовку! А кузов концепта имел каркасно-панельную конструкцию и опирался на раму.

Поговаривают, что дизайнер автомобиля Владимир Плешанов увидел дизайн своего творения во сне.
Поговаривают, что дизайнер автомобиля Владимир Плешанов увидел дизайн своего творения во сне.

Огромные круглые двери электромобиля открываются против хода движения, передние сиденья вращаются, а задние имеют продольную регулировку. Огромная площадь остекления предоставляет эталонный обзор – здесь окошки есть даже в нижней части дверей! Несколько интересных решений связаны с рулём. Во-первых, он отъезжает вверх при открывании водительской двери, облегчая посадку. А во-вторых, его ступица с подушкой безопасности неподвижна – привет Ситроен! Ну а в-третьих, на той же ступице нашлось место для приборов и органов управления системами автомобиля. Пишите в комментариях, где еще было что-то подобное?!)

Обратите внимание на руль, в котором подвижен только обод, а также на расположение  приборов на нем.
Обратите внимание на руль, в котором подвижен только обод, а также на расположение приборов на нем.

Можно ли считать электромобили ваз хламом? Если сравнивать сегодняшней Тесла – то да. Но тогда это было круто, инновационно и это признавал весь мир! Ровно как и остальные разработки ВАЗа, о которых я расскажу вам в следующих публикациях на Дзене, а также на своем Ютуб-канале! Интересной информации много, а перенасыщать вас ею не хочется)) Подписывайтесь здесь и нажимайте на колокольчик на Ютубе, чтобы не пропустить! До скорой встречи, друзья!