Здравствуйте, дорогие читатели.
«Экологическое» воспитание является одним из важных процессов жизнедеятельности. Можно сказать, что это условие (выживание) на нашей планете. Так важно сохранять гармоничные отношения природы и человека.
Тема экологии стала актуальной с середины 20 века. Тогда для человека стало понятно, что понятие «хозяин природы» медленно переходит в «паразита на теле своей планеты». Нарушается баланс в природе и истощаются ресурсы. Что-то нужно делать. Увеличивается риск по сохранению человеческой жизни на земле.
Подрастающему поколению необходимо экологическое образование и воспитание.
Нужно понимать законы природы и взаимодействовать с явлениями.
Воспитание ребенка должно быть направлено не только на отдельную личность, но и на целое поколение. Ведь им придется дальше решать проблемы и развивать общество.
Если в обществе будет формироваться «экологическая культура», тогда интеллектуальный уровень человека будет выше.
Красота природы, ее ощущение, помогает развиваться эстетическому чувству, а знания о мире развивают интеллект. Процесс ухаживания за животными и растениями воспитывает ответственность и аккуратность, сострадание и отзывчивость.
Дошкольный возраст
Закладывается основа личности и формируется отношение к жизни.
Пример родителей — основа основ в воспитании.
Если родители на словах воспитывают, а на деле пинают кошку, сдают в приют «ненужную» собаку или на пикнике оставляют мусор, то любые слова будут бессмысленными.
Воспитательный процесс нарушается:
Воспитатель в детском саду в группе создает «живой уголок» — дело хорошее, но на прогулке может при детях отпихнуть «заблудившуюся» кошку. Представления деформируются.
Малыш познает жизнь с помощью чувств.
Интересное хочется проверить, ощутить. Учить бережно относится к природе и живым существам.
Пример из жизни.
Маленькая девочка отдыхала у своей бабушки, живущей в деревне. Бабушка разрешила внучке погладить цыпляток, ведь они были такие милые и пушистые. Девочка их все-время «тискала» и случайно, в один прекрасный момент, «затискала насмерть» (сжала кулак нечаянно, довольно сильно, и раздавила цыпленка). Для маленького ребенка этот случай оказался шоком. И уже во взрослой жизни она не могла себе этого простить.
Родителям и другим взрослым нужно учить детей наблюдать за растениями и животными. Объяснять, что человеку нужно защищать, оберегать, заботиться, но не рушить окружающий мир. Знать, что такое страх и боль, как их испытывают маленькие, беззащитные существа.
Ребенок может оторвать бабочке крылья, взять хвост кота или кошки, распугать птиц и при этом не иметь чувства сострадания. Поэтому младшие дошкольники должны взаимодействовать с окружающим миром под контролем взрослых.
Учить осторожно, с любовью гладить хомячка, кошку или собачку. Получать при этом восторг и удовольствие. Можно проводить наблюдение за белочками или птичками — тихонечко, бережно, терпеливо и не испугать.
Взрослые могут рассказывать о разных птицах, которые окружают его. Ведь они отличаются по размерам, оперению, голосам и поведению. Попробовать понаблюдать за вороной. Это умная птица может продемонстрировать смекалку и интересное поведение.
Мир растений многообразен и интересен.
Например, цветы обладают приятным запахом и ярким цветом, а листья имеют разную форму и размер.
Ребенок может посадить любое растение под руководством взрослых, и, конечно, ухаживать дальше за ним. Собственный опыт поможет осознать сколько требуется сил и терпения для такого дела. В процессе малыш не сможет бездумно обрывать цветы с клумбы или обламывать ветки.
Иметь в семье домашнего питомца — хорошее дело.
Но родители должны понимать, что ответственность за животное несет не только ребенок, а в большей степени сам взрослый человек. Ведь контроль необходим в любом случае.
Рыбки, попугайчики, хомячки, котята и собачки — все требуют ухода. Существо не должно быть несчастным из-за плохого отношения к нему. А тем более избавление от него или выбрасывание на улицу. Память ребенка запоминает это на всю жизнь.
Если нет возможности содержать дома живое существо, то для этого есть специальные места.
Зоопарк считается прекрасным местом для познавательной прогулки, особенно в воскресное время. Но нужно учитывать, хорошо ли оборудован, зоопарк. Как и в каких условиях живут животные.
Если это «передвижной зверинец» и животные находятся в темных, тесных клетках, лишенные должного ухода, а иногда и хорошего питания, то туда лучше не водить малыша или более взрослого ребенка.
В некоторых городах проводятся выставки «породистых» животных.
Здесь устраивают познавательное шоу с собаками и кошками и учат правильно общаться с животными. На таких мероприятиях дети часто просят купить маленького, хорошенького питомца.
Эко-фермы существуют в городах не так давно.
Здесь проводятся экскурсии. Взрослые и дети знакомятся с коровами, лошадями, овцами, домашней птицей и даже могут их покормить. Также предлагается покататься на лошадках и «собачьих упряжках». А еще горожане могут увидеть процесс выращивания фруктов и овощей непосредственно на полях и садах.
Посетить также можно выставки садовых и комнатных растений, дендрарии, краеведческий и зоологический музей.
Таким образом развивается воображение, творчество, анализ и систематизация знаний об окружающей природе. Развиваются взаимосвязи.
Растет желание и способность понять окружающий природный мир людей и животных. Рождается сострадание и терпение.
Формируются качества: внимательность, ответственность, забота о меньших и слабых. Укрепляются моральные и нравственные нормы.
Городским детям особенно нужно это. Ведь им не хватает близости с природой и некоторые из них страдают биофобией.
Есть «экологические образовательные программы», которые могут успешно преодолеть такие проблемы.
Сознание в контексте экологии абсолютно необходимо.
Подписывайтесь на канал. Пишите комментарии.