Найти тему
Без музыки совсем не то

Как записывался альбом Deep Purple «Burn» ~ вершина хард-рока 70-х. Некоторые факты

Альбом Deep Purple «Burn» - это самый настоящий шедевр хард-рока не только 70-х, но и за всю его историю. В публикации приводятся некоторые интересные моменты, предварявшие и сопровождавшие запись этого уникального творения такой же уникальной рок-группы

Deep Purple репетируют песни для альбома"Burn" в английском замке Clearwell Castle осенью 1973 года
Deep Purple репетируют песни для альбома"Burn" в английском замке Clearwell Castle осенью 1973 года

Альбом Deep Purple «Burn», по моему убежденному мнению, стал вершиной творчества группы, но это была вершина также и во всей рок-музыке. Это был эталон, по которому всю свою музыку стали стремиться делать и все другие хард-рок-группы после 1974 года, когда вышел диск. Однако недолго им предстояло заниматься копированием – через пару лет всех хард-рокеров задвинули в самый угол сцены панки и дискоманы, и новая рок-музыка в старом стиле перестала быть популярной. Пришлось подражателям «Deep Purple» или исчезать, или перестраиваться.

Deep Purple «Burn», 1974 г., английский выпуск
Deep Purple «Burn», 1974 г., английский выпуск

Но «Burn» появился как раз вовремя – он стал иконой хард-рока и ознаменовал конец его эпохи, оставаясь популярным и по сей день. Заметим, что впоследствии сами DP никогда больше не возвращались к своим корням, потому что понимали, что добавить к тому, что было сделано до 1974 года, им больше ничего не удастся. Даже последующий «Stormbringer» не стал новой иконой стиля – это уже был совсем другой рок, «нырнувший» в пучину фанка и ритм-энд-блюза.

На видео: выступление «Deep Purple» на фестивале Ontario Speedway, Los Angeles, California в апреле 1974 г.

Итак, альбом «Burn» ознаменовал собой не только вершину хард-рока, но и кульминацию самой группы. За предыдущие несколько лет, пока длилась «эпоха Гиллана», в группе назревали напряжения, которые мешали созданию новых шедевров, и самым ярким проявлением этих проблем стал диск «Who Do We Think We Are». Несмотря на наличие нескольких великих хитов, пластинка получилась в целом невнятной, без какой-то четко различимой концепции. Музыка DP стала какой-то вялой, неуверенной, и это заметно по отсутствию наличия ярких соло Ричи Блэкмора, которому было просто неинтересно над ними трудиться. Поэтому, чтобы снять напряжение, потребовалось указать на дверь вокалисту Иэну Гиллану, а вместе с ним ушел и басист Гловер.

Deep Purple «Burn», 1974 г. Purple Records
Deep Purple «Burn», 1974 г. Purple Records

Замена этим музыкантам нашлась быстро. Басист был присмотрен уже давно, этим занимались Лорд и Пэйс. Они регулярно посещали популярные лондонские клубы, якобы подбирая группы для разогрева «Deep Purple», и так наткнулись на «Trapeze», в которой играл Гленн Хьюз. Игра этого музыканта на басу им очень понравилась, и летом 1973 года, подловив его на гастролях по США, пригласили на собеседование и предложили вступить в DP взамен Гловера. В тот момент Хьюзу пришло аналогичное предложение от «Electric Light Orchestra», но ему больше понравились миллионные контракты DP, а ELO находились только в начале своего пути, и неизвестно еще, чем бы закончилась их карьера.

Гленн Хьюз (в шляпе) - участник группы "Трапеция" перед своим перемещением в "Deep Purple". Слева от него (в центре) - гитарист Мел Галли (в будущем участник "Whitesnake"), крайний - Дэйв Холланд, будущий участник "Judas Priest"
Гленн Хьюз (в шляпе) - участник группы "Трапеция" перед своим перемещением в "Deep Purple". Слева от него (в центре) - гитарист Мел Галли (в будущем участник "Whitesnake"), крайний - Дэйв Холланд, будущий участник "Judas Priest"

Гленн Хьюз очень обрадовался, так как полагал, что в DP будет занимать сразу две вакансии – и басиста, и вокалиста. Но Блэкмор был не согласен – его этот вариант не устраивал. Он присмотрел в качестве вокалиста Пола Роджерса из группы «Free», которая дышала на ладан, но Роджерс отказался, так как уже занимался своей новой группой – «Bad Company». Пришлось идти по накатанному пути – давать в музыкальную газету объявление и слушать пленки с записями кандидатов. Это было утомительное занятие, но как раз таким образом в «куче дерьма» и был найден настоящий бриллиант. Им стал Дэйвид Ковердейл, который несколько лет до этого пел в самых разных почти неизвестных группах.

Так выглядел Дэйвид Ковердейл, когда пребывал участником одной из своих групп до того, как попал в «Deep Purple»
Так выглядел Дэйвид Ковердейл, когда пребывал участником одной из своих групп до того, как попал в «Deep Purple»

Кстати, одним из кандидатов на вакансию фронтмена DP был и Джон Лотон из «Lucifer's Friend» (будущий вокалист «Uriah Heep» в 1976-1979 гг.), он обладал сходным с Ковердейлом мощным («в лоб») вокалом. Рассматривался он вполне реально, но тут некстати образовался Ковердейл, который на чаше весов все же перевесил Лотона.

Интересный факт: в середине 1969 года, когда в «Deep Purple» появились Гиллан и Гловер, 18-летний Ковердейл с одной из своих групп разогревал публику перед выступлением DP и своим вокалом привлек внимание Джона Лорда, который уже тогда начинал подозревать, что Блэкмор со слишком амбициозным Гилланом в одной группе долго не уживется. На всякий случай он примечал достойных вокалистов, и даже взял у Ковердейла телефон. Но, как часто бывает, за 4 года Лорд про тот случай позабыл, но Ковердейл как бы сам нашел Лорда, отправив на прослушивание запись с напетым им блюзом. И ему повезло – через год он зарабатывал такие деньги, которые ему никогда даже не снились.

Замок Клиарвелл (графство Глостершир, Великобритания), где проходили репетиции перед записью альбома "Burn" осенью 1973 года
Замок Клиарвелл (графство Глостершир, Великобритания), где проходили репетиции перед записью альбома "Burn" осенью 1973 года

Как только состав был укомплектован, начались приготовления к записи нового альбома. Репетировать новый материал начали в одном из английских замков, а записываться решили в Швейцарии, в Монтрё, там же, где когда-то записывался и «Machine Head». Было подготовлено 9 композиций, 8 из которых вошли на новый альбом, а одна – инструментал «Coronarias Redig» - появилась на американском сингле.

Смена состава прекрасно повлияла на Ричи Блэкмора, который прямо-таки завалил альбом своими потрясающими соло – как рассказывал Джон Лорд, Ричи так вдохновенно не играл со времен «Machine Head». Тексты к песням писал Ковердейл, а Блэкмор взял на себя основные композиторские задачи. Не обошлось и без откровенных заимствований в поисках убойных рифов – Блэкмор этим не гнушался никогда. Так, основной рифф для заглавной композиции «Burn» был взят из произведения Г. Гершвина «Fascinating Rhythm» (видео прилагается). А рифф для «Lay Down, Stay Down» Ричи позаимствовал из первого сольного альбома Лесли Уэста 1969 года «Mountain» (видео тоже прилагается). Но никто DP за эти заимствования привлекать к ответственности и не думал, а может и думал, но мы об этом ничего не знаем.

На видео: G.Gershwin "Fascinating Rhythm", которая послужила источником риффа для композиции "Burn"

На видео: композиция "Blood Of The Sun" Лесли Уэста, которая послужила источником риффа для композиции "Lay Down, Stay Down"

В альбом вошли три чисто хард-роковых композиции, лишенные старомодного прогрессива, который так обожал Гиллан («Burn», «Might Just Take Your Life» и «You Fool No One»). Также там имеется два рок-н-ролла («Lay Down, Stay Down» и «What's Goin' On Here») и два блюза («Sail Away» и «Mistreated»). Только в одной композиции мы не слышим соло Блэкмора, но не от того, что он не захотел его сделать, а от того, что кто-то из вышестоящего граммофонного начальства ему посоветовал угомониться, заменив соло Блэкмора на соло Лорда.

Отдельно от всех композиций стоит инструментал «'A' 200». Это единственная композиция, которая целиком была придумана и записана в Швейцарии. Изначально она не планировалась, но после записи оказалось, что формат «7 песен на альбоме» времен Гиллана не сработал – слишком короткими оказались в итоге треки, а удлинить их не было возможности. «Coronarias Redig» не подходила по стилевому принципу, так как сначала планировалась как песня с вокалом, но Ковердейл полноценный текст для нее не потянул (устал просто, «сгорел на работе» над основной частью диска), и ее пришлось сделать инструменталом и «задвинуть» на сингл. Вместо нее Джон Лорд предложил записать что-то попроще, но с синтезатором. Это был вообще первый альбом DP, где Лорд стал использовать этот инструмент.

На видео: композиция "Coronarias Redig", которая не вошла на альбом "Burn", хотя и записывалась для него

Альбом «Burn» поступил в продажу 15 февраля 1974 года. Вообще-то планировалось его выпустить в самом начале января, но как раз в этот момент в мире разгорелся знаменитый «энергетический кризис», когда в результате политических интриг США нефть вдруг подорожала более чем вдвое. На фирмах грамзаписи в мгновение ока иссяк старый запас винила, который, как известно, делается из нефти, а новый винил при новых ценах был бы нерентабелен. И хотя грампластиночная индустрия быстро выкрутилась из этого положения, отыскав старые запасы дешевых болванок где-то на забытых задворках, но группе пришлось ждать более месяца, пока альбом наконец-то был отпечатан.

Музыканты DP в период репетиций в замке замке Клиарвелл, осень 1973-го
Музыканты DP в период репетиций в замке замке Клиарвелл, осень 1973-го

«Burn» принес группе очень много денег. Только один Ковердейл и только от американского «Warner.Bros» получил «текстовых» авторских несколько сотен тысяч долларов. И это не считая продаж альбома по всему миру, а также участия в многочисленных концертах, за каждый из которых группа получала от 25 до 100 тысяч – на те времена это были огромные деньги.

В общем, успех был полный, и умеющие считать деньги американцы посоветовали менеджменту «Deep Purple» немедленно приниматься за следующий альбом и ковать железо, пока горячо. Сразу после американского турне группа отправилась в Германию и в ноябре того же года мир увидел новое творение – «Stormbringer». Но это уже совсем другая история.

Как записывался последний шедевр Deep Purple «Stormbringer». Некоторые факты

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»

Два диска «Deep Purple» состава Mark II 1969-73, заполненных сингловыми и не публиковавшимися ранее песнями

Как Ричи Блэкмор стибрил у Кена Хенсли рифф для песни «Rat Bat Blue»

Ронни Дио мог стать вокалистом «Sweet», а Дэвид Ковердейл – «Uriah Heep». Это реально готовилось, но не срослось

«Purple Storm» - первое концертное выступление Deep Purple 1968 года, записанное на видео