Альбом Deep Purple «Burn» - это самый настоящий шедевр хард-рока не только 70-х, но и за всю его историю. В публикации приводятся некоторые интересные моменты, предварявшие и сопровождавшие запись этого уникального творения такой же уникальной рок-группы
Альбом Deep Purple «Burn», по моему убежденному мнению, стал вершиной творчества группы, но это была вершина также и во всей рок-музыке. Это был эталон, по которому всю свою музыку стали стремиться делать и все другие хард-рок-группы после 1974 года, когда вышел диск. Однако недолго им предстояло заниматься копированием – через пару лет всех хард-рокеров задвинули в самый угол сцены панки и дискоманы, и новая рок-музыка в старом стиле перестала быть популярной. Пришлось подражателям «Deep Purple» или исчезать, или перестраиваться.
Но «Burn» появился как раз вовремя – он стал иконой хард-рока и ознаменовал конец его эпохи, оставаясь популярным и по сей день. Заметим, что впоследствии сами DP никогда больше не возвращались к своим корням, потому что понимали, что добавить к тому, что было сделано до 1974 года, им больше ничего не удастся. Даже последующий «Stormbringer» не стал новой иконой стиля – это уже был совсем другой рок, «нырнувший» в пучину фанка и ритм-энд-блюза.
На видео: выступление «Deep Purple» на фестивале Ontario Speedway, Los Angeles, California в апреле 1974 г.
Итак, альбом «Burn» ознаменовал собой не только вершину хард-рока, но и кульминацию самой группы. За предыдущие несколько лет, пока длилась «эпоха Гиллана», в группе назревали напряжения, которые мешали созданию новых шедевров, и самым ярким проявлением этих проблем стал диск «Who Do We Think We Are». Несмотря на наличие нескольких великих хитов, пластинка получилась в целом невнятной, без какой-то четко различимой концепции. Музыка DP стала какой-то вялой, неуверенной, и это заметно по отсутствию наличия ярких соло Ричи Блэкмора, которому было просто неинтересно над ними трудиться. Поэтому, чтобы снять напряжение, потребовалось указать на дверь вокалисту Иэну Гиллану, а вместе с ним ушел и басист Гловер.
Замена этим музыкантам нашлась быстро. Басист был присмотрен уже давно, этим занимались Лорд и Пэйс. Они регулярно посещали популярные лондонские клубы, якобы подбирая группы для разогрева «Deep Purple», и так наткнулись на «Trapeze», в которой играл Гленн Хьюз. Игра этого музыканта на басу им очень понравилась, и летом 1973 года, подловив его на гастролях по США, пригласили на собеседование и предложили вступить в DP взамен Гловера. В тот момент Хьюзу пришло аналогичное предложение от «Electric Light Orchestra», но ему больше понравились миллионные контракты DP, а ELO находились только в начале своего пути, и неизвестно еще, чем бы закончилась их карьера.
Гленн Хьюз очень обрадовался, так как полагал, что в DP будет занимать сразу две вакансии – и басиста, и вокалиста. Но Блэкмор был не согласен – его этот вариант не устраивал. Он присмотрел в качестве вокалиста Пола Роджерса из группы «Free», которая дышала на ладан, но Роджерс отказался, так как уже занимался своей новой группой – «Bad Company». Пришлось идти по накатанному пути – давать в музыкальную газету объявление и слушать пленки с записями кандидатов. Это было утомительное занятие, но как раз таким образом в «куче дерьма» и был найден настоящий бриллиант. Им стал Дэйвид Ковердейл, который несколько лет до этого пел в самых разных почти неизвестных группах.
Кстати, одним из кандидатов на вакансию фронтмена DP был и Джон Лотон из «Lucifer's Friend» (будущий вокалист «Uriah Heep» в 1976-1979 гг.), он обладал сходным с Ковердейлом мощным («в лоб») вокалом. Рассматривался он вполне реально, но тут некстати образовался Ковердейл, который на чаше весов все же перевесил Лотона.
Интересный факт: в середине 1969 года, когда в «Deep Purple» появились Гиллан и Гловер, 18-летний Ковердейл с одной из своих групп разогревал публику перед выступлением DP и своим вокалом привлек внимание Джона Лорда, который уже тогда начинал подозревать, что Блэкмор со слишком амбициозным Гилланом в одной группе долго не уживется. На всякий случай он примечал достойных вокалистов, и даже взял у Ковердейла телефон. Но, как часто бывает, за 4 года Лорд про тот случай позабыл, но Ковердейл как бы сам нашел Лорда, отправив на прослушивание запись с напетым им блюзом. И ему повезло – через год он зарабатывал такие деньги, которые ему никогда даже не снились.
Как только состав был укомплектован, начались приготовления к записи нового альбома. Репетировать новый материал начали в одном из английских замков, а записываться решили в Швейцарии, в Монтрё, там же, где когда-то записывался и «Machine Head». Было подготовлено 9 композиций, 8 из которых вошли на новый альбом, а одна – инструментал «Coronarias Redig» - появилась на американском сингле.
Смена состава прекрасно повлияла на Ричи Блэкмора, который прямо-таки завалил альбом своими потрясающими соло – как рассказывал Джон Лорд, Ричи так вдохновенно не играл со времен «Machine Head». Тексты к песням писал Ковердейл, а Блэкмор взял на себя основные композиторские задачи. Не обошлось и без откровенных заимствований в поисках убойных рифов – Блэкмор этим не гнушался никогда. Так, основной рифф для заглавной композиции «Burn» был взят из произведения Г. Гершвина «Fascinating Rhythm» (видео прилагается). А рифф для «Lay Down, Stay Down» Ричи позаимствовал из первого сольного альбома Лесли Уэста 1969 года «Mountain» (видео тоже прилагается). Но никто DP за эти заимствования привлекать к ответственности и не думал, а может и думал, но мы об этом ничего не знаем.
На видео: G.Gershwin "Fascinating Rhythm", которая послужила источником риффа для композиции "Burn"
На видео: композиция "Blood Of The Sun" Лесли Уэста, которая послужила источником риффа для композиции "Lay Down, Stay Down"
В альбом вошли три чисто хард-роковых композиции, лишенные старомодного прогрессива, который так обожал Гиллан («Burn», «Might Just Take Your Life» и «You Fool No One»). Также там имеется два рок-н-ролла («Lay Down, Stay Down» и «What's Goin' On Here») и два блюза («Sail Away» и «Mistreated»). Только в одной композиции мы не слышим соло Блэкмора, но не от того, что он не захотел его сделать, а от того, что кто-то из вышестоящего граммофонного начальства ему посоветовал угомониться, заменив соло Блэкмора на соло Лорда.
Отдельно от всех композиций стоит инструментал «'A' 200». Это единственная композиция, которая целиком была придумана и записана в Швейцарии. Изначально она не планировалась, но после записи оказалось, что формат «7 песен на альбоме» времен Гиллана не сработал – слишком короткими оказались в итоге треки, а удлинить их не было возможности. «Coronarias Redig» не подходила по стилевому принципу, так как сначала планировалась как песня с вокалом, но Ковердейл полноценный текст для нее не потянул (устал просто, «сгорел на работе» над основной частью диска), и ее пришлось сделать инструменталом и «задвинуть» на сингл. Вместо нее Джон Лорд предложил записать что-то попроще, но с синтезатором. Это был вообще первый альбом DP, где Лорд стал использовать этот инструмент.
На видео: композиция "Coronarias Redig", которая не вошла на альбом "Burn", хотя и записывалась для него
Альбом «Burn» поступил в продажу 15 февраля 1974 года. Вообще-то планировалось его выпустить в самом начале января, но как раз в этот момент в мире разгорелся знаменитый «энергетический кризис», когда в результате политических интриг США нефть вдруг подорожала более чем вдвое. На фирмах грамзаписи в мгновение ока иссяк старый запас винила, который, как известно, делается из нефти, а новый винил при новых ценах был бы нерентабелен. И хотя грампластиночная индустрия быстро выкрутилась из этого положения, отыскав старые запасы дешевых болванок где-то на забытых задворках, но группе пришлось ждать более месяца, пока альбом наконец-то был отпечатан.
«Burn» принес группе очень много денег. Только один Ковердейл и только от американского «Warner.Bros» получил «текстовых» авторских несколько сотен тысяч долларов. И это не считая продаж альбома по всему миру, а также участия в многочисленных концертах, за каждый из которых группа получала от 25 до 100 тысяч – на те времена это были огромные деньги.
В общем, успех был полный, и умеющие считать деньги американцы посоветовали менеджменту «Deep Purple» немедленно приниматься за следующий альбом и ковать железо, пока горячо. Сразу после американского турне группа отправилась в Германию и в ноябре того же года мир увидел новое творение – «Stormbringer». Но это уже совсем другая история.
Как записывался последний шедевр Deep Purple «Stormbringer». Некоторые факты
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»
Как Ричи Блэкмор стибрил у Кена Хенсли рифф для песни «Rat Bat Blue»
«Purple Storm» - первое концертное выступление Deep Purple 1968 года, записанное на видео