Легче сказать, чего не ждем, правда же? Я прочитала несколько статей в Дзене про то, как никто никому не нужен, какие мы все бесполезные и противные, когда нам за 50. И не то, чтобы это совсем неправда. Есть у людей определенные черты, которые обычно проявляются с возрастом, от которых действительно хочется бежать подальше. Я писала про свое видение этого вот тут: Что делает нас дядями и тетями.
К определенному возрасту, если уж так случилось, что мы "свободны", имеются воспоминания о прошлых отношениях, не всегда приятные. Даже если нам очень нравился наш брак- он перестал существовать, и, возможно, мы пересмотрели к нему отношение. Возможно, нам только казалось, что у нас прекрасный брак- а нашей половине казалось совершенно по-другому. Нам может до сих пор быть обидно, горько и страшно, и мы можем предпочесть одиночество именно по этой причине.
Но признаемся, нам же скучно в одиночестве. Семья, в смысле родственников, детей и внуков не совсем спасает от этого- там у нас определенная роль, за рамки которой выходить считается неприлично (хотя можно!), и не у всех получается. А хочется... хочется побыть иногда расслабленными и глупыми, потакать своим капризам и не взвешивать последствия слов и поступков. Не факт, что для этого нужны именно ОТНОШЕНИЯ, могут сгодиться и просто отношения. Старые друзья, одноклассники ( у кого сложилось), просто люди, хорошо к нам относящиеся. Люди, которым с нами интересно, и это взаимно.
Я часто давала одиноким людям такой совет: забудьте, что вы стремитесь к отношениям, заведите просто хороших знакомых. Устройтесь в жизни так, чтобы вокруг вас были доброжелательные, интересные и приятные вам люди. Острота одиночества отступит, и вам больше не нужно будеть мечтать о том, как вы соблазните сантехника или доставщика еды. У меня даже есть присказка на эту тему: если вы сидите в одиночной камере, вашим лучшим другом может стать даже крыса.
Пока писала, вспомнила несколько смешных и грустных случаев на эту тему- напишу на следующей неделе. А я еще я подумала о том, что возрастная грусть- показатель разрушающихся иллюзий. Да, если нам казалось, что мы будем вечно молодыми, сильными и желанными, то это мы ошибались. Тем более, если нам казалось, что мы будем хотеть и мочь все то же самое, что в 30 лет. Есть такая шкала Эриксона- деление человеческой жизни на этапы по возрасту и основным конфликтам, которые нужно решать. Вот тут хорошая статья на эту тему. Так вот, основной конфликт зрелого возраста- это отношение к своему прошлому. От того, вызывает ли у прошлое у вас чувство удовлетворения или разочарования, зависит, как вы себя чувствуете в этот период жизни.
Очень часто желание начать отношения в зрелом возрасте- это желание за чей-то счет решить свой внутренний конфликт. Вот, мне не нравится моя жизнь, нет удовлетворения от прошлых достижений, сложившихся отношения с детьми и внуками, неприятно смотреть на себя в зеркало. Но я найду кого-нибудь , кто придаст мне ценность в глазах общества, и таким образом решу свой конфликт. Но, так как оптимизма и энергии молодости у же нет, то для страховки мы склонны предъявлять невыполнимые требования нашим потенциальным партнерам. Вот, чтобы все было, а с нас за это ничего не требовали бы. Со стороны это часто выглядит смешно, вот и рождаются все эти истории неадекватных людей, ждущих чуда в свои условные 55.
А между тем чудо возможно. Чудо может случиться, когда мы разобрались сами с собой и больше не ждем, что кто-то нас осчастливит. Да и у нас желание кого-то спасать сильно поубавилось, мы в такое больше не верим, верно? Это справедливо и в другую сторону- раз мы не сумели создать себе жизнь, устраивающую нас, то, наверное, придется жить ту, которая получилась, никто вместо нас ее не улучшит. И, когда мы живем ее с удовольствием, этим удовольствием хочется делиться. Товарища на удовольствие легче найти, чем на горе, если удовольствие- наше основное состояние.
Вспоминила одну историю: одна моя подруга на работе познакомилась с мужчиной. Мужчина был в возрасте за 50 и имел две квартиры. Хотел познакомиться с женщиной для совместной жизни. Моя подруга его не захотела, да и как-то никто его не хотел, хотя ничего экстремально плохого в нем не было. Средняя внешность, средний ум. И он все время уныло повторял: вот, у меня две квартиры, живи- не хочу! Никто не захотел, наверное, все же счастье в чем-то другом.