Географическое положение Карабаха всё время заставляло его правителей тщательно выбирать друзей. К началу XIX века хан выбирал между Россией и Персией.
Географическое проклятье Карабаха
Карабах — и нагорный, и низменный — располагается в области, которая исторически много раз оказывалась в зоне интересов нескольких сильных народов и государств.
В 7−9 вв. в Карабахе правили персы Михраниды (но быстро арменизировались), затем власть перешла к армянским Араншахикам. Закавказье постоянно подвергалось экспансии — сюда приходили то арабы, то византийцы, затем монголы и воины Тамерлана, потом снова персы, турки и, наконец, русские. В 17−18 вв. именно в этих местах возникла идея возрождения Армении и её независимости, но мешали междоусобицы.
Внутренние конфликты привели даже к тому, что в середине 18 в. власть в Карабахе, который считался персидской провинцией, захватил хан тюркского происхождения — Панах-Али-хан (1747 — 1759).
С этим положением не готовы были мириться армянские мелики (князья, дворяне), которые стали искать дружбы с Россией. Екатерина II также рассматривала возможность покорить Закавказье, чтобы усилить позиции империи в перманентной борьбе против Османской империи.
Армяне стали бежать из Карабаха. На рубеже 18−19 вв. на освободившиеся земли переселялись мусульмане — курды и тюрки с карабахских окраин. Нагорный Карабах в этот период рисковал утратить свой армянский облик. Лишь в 1820-е годы бежавшие армяне стали возвращаться и переселяться из Турции и Ирана в Карабах, и всё вновь встало на круги своя. Но это произошло уже под властью Российской империи.
Российский подданный — хан карабахский
Ибрагим с самого начала своего правления был в сложном положении. С одной стороны — персы и турки, с другой — наступающая на Юг Россия. Хан пытался лавировать между неизмеримо более сильными соседями, чтобы не потерять свою власть, и довольно долго это получалось. Но когда русские войска оказались совсем рядом, выбор был небольшой.
Должно быть, Ибрагим вздохнул с облегчением, но ненадолго. В 1796 г. на него напал иранский хан Ага-Мухаммед и осадил Шушу. Русская армия не могла допустить победы персов и отправила в регион войска под началом генерала Валериана Зубова.
Вновь на Кавказ обратился русский взор при Александре I. Сначала присоединили Картли-Кахетию (1801), затем североазербайджанские владения — Джаро-Белоканы (1803) и Гянджу (1804). Тогда же генерал П. Д. Цицианов дал понять Ибрагиму, что настало и его время. «Клятвенное обещание» карабахский хан подписал в мае 1805 г.
Правда, для Ибрагима русское подданство не принесло ничего хорошего. Через год его убили егеря майора Лисаневича — то ли хан запутался в интригах персов и хотел предать Россию, то ли запутался (а может, сделал всё осознанно) сам Лисаневич, который решил расправиться с «изменником». Так или иначе, «хан умер — да здравствует хан». Ибрагиму наследовал Мехти-Кули.
После бегства Мехти-Кули Россия упразднила ханскую власть в Карабахе. Началось прямое правление империи.