Из воспоминаний фронтовика Зебарева И.С.
Началось наступление. На пути встречали хутора и небольшие деревни Литвы. Все жители к нам относились явно недружелюбно. Считали оккупантами, а не освободителями.
Направление наступления постоянно менялось. Постоянно совершали пешие марши на новое направление. На ногах целый день и бой с противником.
В сельской глубинке по большей части убогие хутора. Заводов не было. Только маленькие заводы по переработке молока. Один из таких заводиков отбивали, людей из местных при освобождении не было. Все вокруг словно вымерло. Вся продукция завода находилась на открытом складе.
Мы с голодухи накинулись на масло, потом только успевали в кусты бегать. Целый год не смотрел на масло и не мог переносить его запах, так переусердствовал.
Часто местные стреляли в спину, которые были настроены против Советской власти. Один небольшой бой при марше запомнился. Проходили мимо хутора, из окна сарая заработал пулемет. Развернулись и стали охватывать хутор. Схватили пожилого и бородатого мужика с молоденьким пареньком.
Нам их расстрелять не дали, заявили, что будет советский суд. Двое наших бойцов от огня пулемета было убито, одного тяжело ранило. Погибших товарищей похоронили и пошли дальше.
После войны в Сыктывкаре на кирпичном заводе работал агитатором на выборах, проводил собрание с прибалтами. Они все говорили, что им запрещено возвращаться на родину, привезли и держат. Сам был свидетелем их преступлений, все им напомнил. Они сразу в лицах изменились, перестали говорить о несправедливости. За каждым были наши убитые бойцы при освобождении Прибалтики.
Утром снова наступление. Где по-пластунски, где перебежками вперед. Вышли на зажиточный хутор, фрицев выбили. Они упорно сопротивлялись, пришлось охватывать. Они из намечающегося окружения бежали, на мотоциклах быстро вышли.
Семья зажиточного хозяина вся осталась. Стоит двухэтажный дом и масса построек. Коровник стоит кирпича на 30 голов скота. Попросил у хозяина воды, жара стояла. Всех нас жажда мучила. Он заявил: "Воды нет!". Семья и столько скота, а воды у него нет. Пошел скот посмотреть. В коровнике через 3 м расположены поилки. Хозяин вид делает, что не понимает нас.
Мы опять попросили воды для освободителей. Попросили показать колодец. Показал. Весь колодец набит бидонами с молоком. Было желание по ним из автомата дать, еле сдержался.
Показал хозяину на автомат, сказал: "Видишь мою игрушку? Могу пострелять, тогда тебе конец". Он сразу виноватое лицо сделал, стал перед нами извиняться. Дочь принесла ведро с цепью. Все напились и фляги налили, пошли догонять остальных.
Сейчас все могу проанализировать, их отношение к нашим бойцам. Всю жизнь благодарен славянским народам, которые нас встречали, оказывали любую помощь. Последним куском делились и последними продуктами. Хотя продуктов у самих было не густо.
Когда шли через украинские села. Шли через разрушенные деревни, убогие домики с крышей из соломы. Все жители деревня выходили и нас благодарила, что освободили от ига фашистов. Приглашали за стол. Люди выносили ведра с водой и наполняли фляги наши. Все про своих воюющих спрашивали, мы их утешали. Обнадеживали и успокаивали. Такое же отношение было у сельчан-белорусов.
Такого отношения на территории Прибалтики не встретили. Ощущали неприязнь. Такой неприязни не было даже в Польше и Германии.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
НАШИ ДОБЛЕСТНЫЕ ВОЙСКА...
КРАХ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА
ПОЛИТРУКИ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.