Ну что, козаче. Теперь, когда ты знаешь устройство Сечи, познал казацкие истины и улучшил уровень своего военного мастерства, добро пожаловать в поход. Чтоб ты понимал, где твой враг, я тебе немного расскажу о том, что происходит за пределами твоей деревни.
Самая первая сечь была построена на острове Байда князем Дмитрием Вишневецким. Это был очень амбициозный и знатный человек. Создавая укрепления для защиты родины от крымских татар, он фактически заложил фундамент для новой политической силы между такими гигантами как: Речь Посполита, Русское царство и Османская империя. Похожее положение имели крымские татары. Они всячески пытались продать свои лук и стрелы соседним государствам, воюя на их стороне. В период создания Сечи, они как раз полировали шляхетский ботинок и были не особо рады появлению укреплений на границе. Кровожадные потомки орды, собрали целую армию против казацкого войска, которое не превышало 6 тысяч голов.
Однако Линия Вишневецкого не имела пути обхода, поэтому, просрав осаду, татары отхватили шабелюки по самую турэрму, а казаки, не дождавшись помощи ни от польского, ни от русского князя, выбрали союзника по принципу двух тронов.
Таким образом, перебив прихвостня Речи Посполитой, Вишневецкому ничего не оставалось, как поступить на службу к Ивану Грозному. Нельзя сказать, что это решение было неправильным, учитывая то, что он регулярно получал ништяки от царя в виде наделов и нескромного жалования. Вскоре он вместе с русскими полководцами загнал татар под шкон...Перекоп, но на этом дело и остановилось.
Байда провел офигенный летний отдых в Крыму, в ожидании приказа атаковать врага, однако ханство так и не было до конца уничтожено, в виду боязни интервенции со стороны Османов. Это сильно огорчило Вишневецкого, ведь он, как и его запорожский гарнизон, считали своими главными врагами именно татар. Разочаровавшись в царе, он не придумал ничего лучше, как уехать на заработки (зачеркнуто) службу в Польшу, оставив свое войско в местечке Монастырище.
Чуть позже его прищучили Османы в Молдавии и, как известно, кинули с высокой башни его самолюбия.
Да, вот так не радужно начиналась история Запорожья на мировой арене. Казаков после выходки Вишневецкого отправили на службу в Эстонию, а о самой идее создания сечей позабыли еще на несколько лет.
Вскоре отдельные казацкие отряды сформировали новое, так называемое Низовое казачество или Войско Запорожское. Низовые казаки жили совершенно автономной общинной. Имели свою власть, свои законы и идеалы.
Часть казаков отправилась на службу польской короне, позже их стали называть реестровыми. Шляхта конечно не особо жаловала казаков и пыталась всеми методами их контролировать. не спроста, ведь после принятия Люблинской Унии, у всего Низового казачества сработало "ущемление детектед".
Для попущения казачества, довольно оригинально придумали использовать реестровцев, за что потом поплатились под Желтыми Водами, когда Хмельницкий переманил на свою сторону всех реестровых казаков и отправил войско Потоцкого на родину, собирать райские яблоки. Но сейчас не об этом. У шляхты очень пригорало от существования казачества, а сложные отношения с Русским царством ставили их совсем в неловкое положение.
Так как национальный состав низового казачества был уж очень разнообразен (21% - евреи, греки и др; 27% - турки, татары; 35% - славяне; 17% - кавказцы и прочие реплитоиды), никто не знал чего ожидать от запорожцев, хотя все было довольно просто. Главным врагом казаков были, конечно же, татары и было очень удобно использовать первых как щит от вторых.
По сути, казаки представляли собой новую нацию, сформированную и других национальностей, и за короткое время построили свою культуру и свои порядки, имея за основу православную веру. Именно благодаря вере, Войско Запорожское всегда знало своего врага, а это, как известно, первый шаг к сплоченности и единству.
Но только лишь полицейскими мероприятиями против казаков не отделаться.
Впервые это показало восстание Криштофа Косинского. Как и предполагала шляхта, восставшие крестьяне обратились за помощью к русскому царю и он гордым кивком высказал свое одобрение. Усугубляло положение шляхты и личные междусобицы. Пока Острожский решал вопросы с центральной властью, которая не желала оказывать ему поддержку, войско Косинского уже гуляло по Белой Церкви. Конечно, Польша мобилизовала войска и отправилась подавлять восстание.
Первые битвы были успешные для повстанцев, однако последнее слово было за поляками. Косинский вынужден был подписать мирное соглашение, однако прибыв в Запорожье он поступил в лучших традициях казацкого освободительного движения и нарушил договор.
Казалось, новой волны восстания не миновать, но смерть Криштофа в бою оставила казачество без лидера, а чуть позже с лозунгами "Татары, введите войска" выступил польский король и они любезно согласились атаковать Сечь, во время мирных переговоров польской и казацкой стороны.
Инициативу Косинского подхватил Сиверин Наливайко и Григорий Лобода, которые тоже решили устроить полякам сюрприз. Собрав армию в 12 тысяч казаков, полководцы принялись освобождать Киев, Гусятин, Канев, Бар, Луцк и другие города ближайших воеводств.
К сожалению и это восстание захлебнулось в виду его стихийности. Крестьяне не хотели вставать на тропу войны и просто под шумок зашкварили своих помещиков, а затем отправились дальше пахать в огород. В конечном итоге казацкая старшина между собой пересралась и приняла решение убить (!?!?) Григория Лободу, в подозрении сговора со шляхтой. Далее в лагерь казаков ворвались поляки и окончательно подавили восстание Наливайка.
Первые восстания казаков против польского феодального гнета потерпели поражения, однако освободительное движение только набирало обороты…