Начинающего предпринимателя сегодня волнует множество вопросов. Как эффективно вложить деньги и не потерять? Как выбрать нишу для своего бизнеса и проверить свою идею? Подходящее ли сейчас время для старта своего дела? Как сориентироваться в кризис, чтобы использовать его возможности? В связи с кризисной ситуацией добавились вопросы о том, на чем делать деньги в кризис и что будет расти через год и через два?
Коронавирус затронул практически каждую сферу нашей жизни, в том числе и расходы потребителей. Доходы упали почти во всех индустриях, так как меры в виде самоизоляции заставили нас избегать трат во многих видах торговой деятельности, например, в фитнес-клубах и кафе. Экономические последствия пандемии коронавируса привели к тому, что потребители стали тратить меньше, ведь ожидается, что и доходы их продолжат падать в ближайшие месяцы. Однако, из-за большого времени взаперти люди увеличили расходы на развлечения и продукты дома. Пандемия COVID-19 радикально изменила то, как и где потребители предпочитают тратить свои с трудом заработанные деньги. Сегодняшняя графика извлекает данные из глобального опроса, проведенного McKinsey&Company, в котором анализируется, как потребители ограничивают свои расходы, вызывая потрясения во всех мыслимых отраслях.
Бизнес в кризис - это возможно? С одной стороны это выглядит как рискованное предприятие из-за неясности и неопределенности ситуации в мире, с другой - это невероятное окно возможностей, потому что все великие компании стартовали именно в переломные моменты. Есть специфика и набор шагов, которые могут увеличить шансы на успех.
Как запускать бизнес в кризис: экономика и специфика
Последние месяцы задали тон для развития бизнеса в России, который находится в зоне турбулентности. Коронавирус и кризис существенно повлияли на запуск новых бизнесов. Десятки тысяч предпринимателей в марте 2020 года добровольно прекратили свою деятельность. К августу 2020 года страна потеряла 1 млн 95 тыс. микро, малых и средних предприятий. Количество регистраций новых ИП в России за первые полгода 2020 года сократилось на 34,4% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Казалось, что ситуация была близка к катастрофе, особенно это коснулось несетевых продавцов по торговле продуктами. Агентства и компании прекращали работу из-за невостребованности услуг и невозможности поставок из Китая. Магазины закрывались из-за того, что не выдерживали конкуренции, пока потребители выбирали максимально дешевые товары и продукты. Последние 3 года выдвигаются прогнозы о рецессии, однако, никто из ученых или инвесторов не может прийти к единому выводу, когда произойдет спад. МВФ прогнозирует спад мировой экономики на 3% в 2020 году — более сильный, чем в 2009 году. Падение экономики России ожидается на уровне 5,5% — больше, чем консенсус российских экономистов. Это будет первая мировая рецессия с 2009 года, когда глобальная экономика сократилась на 0,08%. По прогнозу МВФ, рецессия в 2020 году будет зафиксирована в 157 странах из 194, включая Россию. Как и в случае с войной или политическим кризисом, совершенно неизвестно, когда пандемия закончится. МВФ прогнозирует, что ВВП России сократится на 5,5% в 2020 году, а в 2021 году восстановится не полностью (+3,5%). Остается только наблюдать за ситуацией, ведь никто никогда не знает наверняка, как все будет на самом деле. Некоторые отрасли сейчас находятся в лучшем положении, чтобы выдержать воздействие этого шторма, другие борются за выживание. Такие, как туристический бизнес, рестораны и кафе, которые не перешли на формат доставки, торговые точки и другие.
Рискует ли страна остаться без индивидуальных предпринимателей?
Однозначно можно сказать, что для экономики грядут серьезные последствия.
- Восстановление будет не V-образным как в 2014, а длительным.
Сейчас мировая экономика переживает пик восстановления после кризиса из-за пандемии коронавируса, но до конца года страны могут столкнуться с новыми экономическими вызовами и второй волной коронавируса, которая может принести затяжную рецессию. В России эту вспышку ждут уже в середине осени.
Потребительские расходы являются одной из важнейших движущих сил глобального экономического роста. Поскольку потребители сталкиваются с неопределенностью, их покупательское поведение становится более неустойчивым. Однако ясно одно – они сократили расходы на все несущественные продукты и услуги. Пандемия COVID-19 также радикально изменила привычки потребителей.
Пандемия сильно повлияла на запуск бизнеса и посеяла неопределенность в экономике и бизнесе, но нет смысла паниковать. Кризис дал толчок к тому, чтобы действовать быстро и последовательно. Начинающим предпринимателям сейчас нужно уметь запускать бизнес и “жить под водой”, где обязательно соблюдать баланс между здоровьем людей и собственным бизнесом.
Нужно переключиться с мышления роста на мышление выживания и потом на мышление роста в кризис, сосредоточив внимание на решениях, которые могут поддержать стартап на этой волне.
Изменилась ситуация и появилась неопределенность: будет вторая волна или не будет. И появилось множество вопросов: а какие теперь стадии запуска бизнеса? Меняются ли они или нет?
Сейчас нужно действовать быстро, пока есть время, искать возможности повсюду, и уметь открываться с нулевым бюджетом в максимально короткий срок. Это кризис не только экономический, но и кризис торговых войн, эпидемиологический и новых технологических сдвигов, с особым привкусом, в связи с чем происходит с одной стороны снижение спроса, с другой - полностью реформируются цепочки добавочной стоимости, и здесь возникают прорывные инновации.
Однако, у начинающих предпринимателей есть огромное количество преимуществ:
- Стартап гораздо более гибок, чтобы принимать решения, вносить изменения и адаптироваться к ситуации. Намного проще перестраиваться и что-то менять стартапу из 10 человек, чем с конгломератом из 5000 человек.
- Стартапы постоянно пытаются вводить новшества и работают более оперативно. Это может быть полезно для реагирования на неблагоприятную ситуацию или очень быстрого изменения бизнес-процесса.
- Трудные времена выявляют лучшее из настоящих лидеров. Компании с четкой стратегией и командой получат уникальную возможность доказать свой потенциал заинтересованным сторонам. Более того, это и хороший стимул для внутреннего предпринимательства, задействуя активы и ресурсы большой компании.
Преимущества, однако, незначительны по сравнению с проблемами. Как лидер, вы должны максимально использовать рычаги. Вместо того, чтобы паниковать, вам нужно сохранять спокойствие и четко следовать шагам и принципам запуска стартапа.
Не существует волшебного решения, которое бы подходило всем в этом непредсказуемом мире. То, что работает с одной компанией, может не работать с вашей. Но хорошая новость в том, что мы знаем причины провалов стартапов. Они достаточно типичны, и мы точно знаем, что делать НЕ НАДО.
Читайте скоро продолжение во 2-й части.