Найти тему
ПроЗаконник

Годная судебная древнекитайская психология! Думаю сработает и по сей день! Как судья в Китае понимал, кто преступник! 法院心理学/俄罗斯

Оглавление
Дверь в закон ! ) А рядом стоит привратник)
Дверь в закон ! ) А рядом стоит привратник)

Просматривая новости о громких судебных процессах или фильмы о разбирательствах по уголовным делам, всегда невольно задаешься вопросом – а как судья в реальности понимает виновен ли стоящий перед ним человек. Судья решает: жить подсудимому своей жизнью дальше или попрозябать годик или десять в камере с не самыми приятными соседями.

Помимо пресловутой «Чаши весов» у судьи должно быть еще что-то? Приемы, способы и алгоритмы и т.п.

В древнекитайских книгах о делах судебных во времена правлении династии Чжоу (с 1045 до н. э. по 221 до н. э.) имелась запись о пяти точках восприятия (или пять слушаний (Wu Ting) в судебном процессе (текст статьи – перевод с китайского). Описывались своего рода методы и точки наблюдения за психологическими изменениями участников в суде, в основном, лиц, обвиняемых в нарушении законов. Что же это за пять точек восприятия? Если буквально читать на китайском, то к ним автор относит: 1. Ci Ting (слушай слова), 2. Se Ting (смотри на выражение), 3. Qi Ting (наблюдай за дыханием), 4. Er Ting (следи за вниманием) и 5. MuTing (подмечай направление взгляда).

Разберем конкретнее данные наставления по судебной психологии.

1. Ci Тing (Ци Тин)- означает "внимательно слушай слова или объяснения человека перед тобой, если он не честен, то его речь будет бессвязной, сбивчивой и запутанной". Судья должен обратить внимание на слова сторон, если сторона лжет, то ее умозаключения будут нелогичными.

2. Se Ting – означает «замечай изменения в выражением лица подсудимого или обвинителя, и если он не честен, выражение его лица будет непроизвольно и заметно искажено». Иными словами лицо будет выражать противление к сказанному, будет ненормальным или неестественным.

3. Qi Ting – означает «если участник процесса говорит неправду, его дыхание будет тяжелым и прерывистым, а не ровным.» Если человек произносит лживые слова, то и дыхание его не будет гармоничным.

4. Er Ting – означает «если обвиняемая сторона говорит неправду или хочет что-то скрыть, она всегда будет переспрашивать или утверждать, что не слышит или имеет затруднения с пониманием судьи или других участников.» Иными словами, можно сказать, что невиновный и добросовестный человек будет внимательно слушать всех присутствующих, не будет допускать возникновения недопонимания в каком-либо виде.

5. MuTing (Му Тин), то есть, если сторона процесса говорит неправду, то в ее глазах с неизбежностью будет читаться пустота, и, конечно же, она не осмелится смотреть судье прямо в глаза, в том числе и во время речи.

То есть, независимо от того, с какой точки наблюдает судья, принципиально эти основы идут вглубь психологических изменений сторон разбирательства. Может показаться на первый взгляд, что такой метод допроса через изучение языка тела человека и наблюдение за его лицом довольно прост, но нужно помнить: во-первых, по сравнению с судом над Богом в династиях Ся и Шан этот метод судебного наблюдения, очевидно, является большим шагом вперед в судебной сфере. Во-вторых, в то время почти не существовало установленных техник допроса и доказывания, и в таких исторических условиях пять точек восприятия также являются своего рода передовым методом для определения истины в ходе судебного разбирательства. Даже сегодня, полагаю, эти методы наблюдения вполне применимы и могут принести свой результат.

Полиграф также предназначен для наблюдения за психологическими и физическими изменениями испытуемого. Применение описанных психологических методов в Китае более двух тысяч лет назад свидетельствует о высоком уровне цивилизованности в судебной сфере. К примеру, во многих других странах того времени вообще не применялось никаких методов допроса, кроме пыток.

Что можно сказать, резюмируя, изложенное – эти методы имеют прикладную ценность.