Найти тему
Субъективный путеводитель

Мингечаур. Как выглядит город в Азербайджане, удар по которому может изменить ход войны?

Именно вокруг Мингечаура наследие древних Ишкузы и Аррана изучено особенно хорошо, и пожалуй даже не будет преувеличением сказать, что Кавказская Албания была раскопана здесь. Экспедиция Салеха Казиева в 1946-53 годах скрупулёзно обыскивала эти степи по очень советской причине - они попадали в зону затопления огромного (всего вдвое меньше Севана!) водохранилища Мигечаурской ГЭС, строившейся в 1945-54 годах в Боздагском ущелье Куры.

Довольно мощная для своих времён (464 МВт), МинГЭС стала для этих степей судьбоносной. Ведь самым дефицитным ресурсом здесь оставалась вода, и вот из этого огромного резервуара она потекла в степи по магистральным каналам. Фактически, Кура подверглась даже не бифуркации, а трифуркации - естественное русло дополнили Верхнеширванский (120км) и Верхнекарабахский (170км) каналы на двух берегах соответственно. Ширванская, Карабахская, Мильская степи из суровых пастбищ на перифериях ханств превратились в житницы, ну а поднимать закавказскую целину советская власть принудительно переселила азербайджанцев из Армении. Всем, что здесь есть, кроме культурных слоёв, Степной Азербайджан обязан советскому мелиоратору:

Нам посмотреть на ГЭС (а там действительно зрелищная изогнутая земляная плотина 1550м длиной и 80м высотой), но в итоге мы так и не нашли подходов, на которых не потратили бы пол-дня. К скалистым берегам водохранилища, где и сами азербайджанцы охотно купаются, пришлось бы продираться по грунтовкам, а плотина с общедоступных мест как будто бы и вовсе не видна. Формально она в черте города, но по навигатору все улицы к ней обрывались постами да промзонами. И хотя дорога на Гянджу через соседний Евлах чуть короче, мы уже въехали в Мингечаур:

-2

В каком-то смысле, Мингечаур - младший брат Сумгаита, и рассказывая про два индустриальных города, я испытываю изрядное дежа-вю. С той разницей лишь, что Сумгаит вплотную прилеплен к Баку, а Мингечаур не ославился на весь свет армянским погромом. История Мингечаура проста, как биография парня с рабочей окраины - по древнему селению на караванной дороге получила своё название проектирумая гидроэлектростанция, для строителей которой ниже по Куре в 1945 году вырос посёлок городского типа Мингечаургэс, 3 года спустя ставший городом.

Следом за ГЭС выросла ГРЭС, да в придачу десяток заводов - резинотехнический, кабельный, электроизолитный, стекловолоконный, текстильный, дорожных машин и ещё бог весть какие. Не вполне понятно, живы ли эти заводы, но как и Сумгаит, Мингечаур не впечатляет индустриальными пейзажами - не видать здесь ни дымящих труб, ни заброшенных цехов в пол-района. Обычные многоэтажки, зелёные бульвары, редкие и довольно простенькие сталинки с восточными мотивами:

-3

Самый впечатляющий поворот в истории Менгечаура - в том, что фактически это Новый Агдам: из ста тысяч его жителей до 40 тысяч - потомки выходцев из этого города, разрушенного Карабахской войной.

-4

Ближе к Куре - Алиев-центр, конечно, куда ж в Азербайджане без него?

-5

Как и большинство виденных мной городов Азербайджана, Мингечаур радует глаз опрятностью, в советских микрорайонах ещё и никак не конфликтующей с подлинностью старины. В сквере у набережной даже питьевой фонтанчик есть, на армянские пулпулаки прямо-таки демонстративно не похожий:

-6

Вот и Кура, примечательная отнюдь не только тем, что в строках Лермонтова сливается с Арагвой. По длине (1364км) и расходу воды (575 м³/с) она сравнима с Днестром или Доном, а в Закавказье так и просто главная река. Кура начинается в Турции близ Ардагана, пересекает большую часть Грузии (где известна как Мтквари), нанизывая на себя длинный тонкий Тбилиси, в Азербайджан входит как раз посредине меж Шеки и Гянджей и дальше течёт по равнине, в низовьях принимая Аракс. В Закавказье быстро привыкаешь к тому, что рекой называют тщедушный ручей в каменистом русле, а вот Кура - она и в нашем понимании Река:

-7

Даже с судоходством!

-8

Я было понадеялся, что с прогулочных лодок можно увидеть ГЭС, но проследив их маршрут взглядом, понял, что нет - катаются в них ради катания, в пределах пары сотен метров от причала:

-9

А у набережной вид почти курортный, словно тут не река со странно зелёной водой, а море с золотистым пляжем:

-10

Апофеоз приречных аттракционов - канатная дорога, впрочем в день нашей поездки не работавшая:

Да и через реку проще перебраться по мосту, коих тут два. Чуть поодаль - железнодорожный мост технической ветки на ГЭС. Кстати, не вполне очевидно, что под мостами - не естественное русло, а следующее водохранилище небольшой, но впечатляющей своим названием Варварской ГЭС (1965), вспомогательной для мингечаурской плотины.

-12

Торговый центр за мостом стоит на скорбном для всякого транспортного ценителя месте снесённого троллейбусного парка. Троллейбус в Мигечауре заработал в 1989 году, когда привычная жизнь уже рушилась, а закрылся в Азербайджане последним - в апреле 2006 года, через пару лет после Баку, Гянджи и Нахичевани, и через пару месяцев после Сумгаита.
А в целом приятное впечатление оставил Мингечаур, и даже вон товарищ в голубой рубашке бежал к нам - с гостями дальними поздороваться:

-13

Ну а главная достопримечательность Мингечаура встречает на выезде - это пущенная в 1981 году Азербайджанская ГРЭС, крупнейшая электростанция Закавказья (то ли 2400, то ли даже 3000 МВт) с парой сейсмоустойчивых труб по 330 метров, выше гор Боздагского хребта:

-14

Она, эта ГРЭС, и есть "ахиллесова пята" Азербайджана - авария на ней как-то обесточила пол-страны на сутки, а уничтожение и вовсе приведёт к краху всей национальный энергосистемы. Кадры этого поста были сняты в мирное время чуть более года назад, но в текущей войне у Армении есть ракеты, способные поразить Мингечаур. И хотя на территории Армении есть столь же фатальные цели, "удар отчаяния" сюда вполне может быть в какой-то момент нанесён.