Найти тему
Санта Аминова

Домбай-Карачаевск. Христианские храмы на скалах

Как купить туристическую путевку дешевле

Домбай край гор, ледников и рододендронов

Домбай сердце гор

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

В один из дней, помня вчерашний марш бросок по горам, гиды решили устроить нашим ногам отдых. После завтрака, что-то колдуя у монитора и даже не глядя на практически радостную и улыбающуюся Суфруджу, призывно зовущую нас в горы, гид изрек: Сегодня отправляемся вниз! Нам эта фраза не говорила ни о чем и только после того, как он уточнил: Не утепляемся! мы поняли, что идем не в горы, а когда к нашему отелю подрулила старенькая, типичная в прошлом маршрутка ГАЗель, мы поняли, что едем вниз относительно высоты над уровнем моря. Забрав упакованные ланч-боксы, рассаживаемся в ГАЗели и направляемся в сторону Карачаевска, находящегося в часе езды от Домбайской Долины по прекрасно асфальтированной дороге на высоту 870 метров. Если вы помните-Домбай находится на высоте 1650 метров.

Что можно увидеть в окно маршрутки? Картинки мелькали, не успевая остановить мгновение: горы, стекающие с ледников тонкими струйками водопады, сопровождающая нас река Теберда,

яркие зеленые покрывала полянок, мирно пасущиеся на них лошади, коровы, овцы, одна деревенька плавно перетекала в другую и все было так красиво, что требовало более тщательно изучения и осмысливания. В какой-то момент я уже не выдержала и выкрикнула: А нам остановят когда-нибудь?, на что гид мгновенно отреагировал: Конечно, а что же вы все молчите!, водитель пожилой карачаевец, тут-же остановил свой раритет и вся группа высыпав на свежий воздух, разбрелась кто куда в поисках достойных кадров. Как оказалось в нашей маленькой группе практически все были любители фотографировать. Я двинулась к реке

и сквозь ее шум успела услышать напутственные слова: Близко не подходите, там могут быть большие собаки!, но разве может нас, вырвавшихся на простор, что-то или кто-то испугать? Слева были видны хозяйственные постройки,

это кошары- загоны для содержания овец, видимо об их охранниках и предупредил гид, но все было тихо-спокойно, никто нас не напугал, ну разве что водитель, который устав ждать на дороге, прямо по траве

вырулил к реке и сигналом стал созывать разбежавшихся туристов!

Рассевшись и угомонившись слушаем плавную речь гида: В конце IX века византийские миссионеры принесли в этот горный край христианскую веру. В долине реки Теберды были построены уникальные христианские храмы: Шоанинский и Сентинский, сохранившиеся по сей день, которые мы с вами и посетим сегодня. Первым Шоанинский храм

или храм Георгия Победоносца,

возведенный в первой половине X века на левом берегу реки Кубани, на юго-восточном отроге горы Шоана („Святилище“).

В 7 км к северу от Карачаевска высоко над селом имени Коста Хетагурова, основанного осетинами в 1868 году- переселенцами из Нарского ущелья, что в Осетии и названным так в честь осетинского поэта и художника и возвышается Шаонинский храм.

Реки Кубань и Теберда сходятся в одно русло именно в Карачаевске и далее течет уже одна река Кубань.

Транспортное средство типа ГАЗель под управлением седовласого горца, натужно хрипя поднимает нас по серпантину в гору. Прекрасные картинки проплывают мимо, слева далеко внизу остается село и опять хочется выйти и всю эту красоту запомнить, рассмотреть каждый сантиметр прекрасного! Но потому как стояла невыносимая жара, гид рассудил верно-поднимаемся таким образом, а спускаться будем пешком, тогда и налюбуетесь, но высадили нас все же немного раньше, чтобы мы медленно подходили к горе

и храм появлялся перед нами постепенно!

И это тоже было правильное решение: гора, храм и вся окружающая его территория оказались настолько фотогеничные, что я не могла оторвать взгляд от этой красоты!

Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, с западной стороны пришлось пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание. Кладка подпорной стены заметно отличается от кладки храма: камни в ней мельче.

Храм построен в византийском архитектурном стиле. Представляет собой трёхапсидное и трёхнефное крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столбами, несущими поддужную арку.

Высота храма около 13 метров.

В свое время храм был центром Кубанской епископии. Рядом пересекались два важных торговых пути: один шёл вверх по Кубани и Теберде к Клухорскому перевалу и далее на Сухуми, другой от Большой Лабы к Кубани. Неудивительно, что это место в то время было густо заселено. Защищала поселения могучая крепость, остатки которой сохранились до нашего времени.

На горе, неподалеку от храма, археологи обнаружили греческие захоронения X века.

В самом конце XIX века на Шоане открыли мужской монастырь. От монастыря остались остатки строений: кельи, трапезная.

Существовал монастырь недолго закрылся в начале XX века после событий 1917 года.

Я никогда не видела подобного сооружения-храма высоко горах, на скале, прошла через внутренние помещения на Южную сторону, там все желающие по узенькой тропинке над обрывами и по лесенке

могли пробраться на гору, находящуюся напротив храма

и увиденную нами в первые мгновения, когда мы вышли из машины. Вот там, на самом верху мы и стояли.

Вот эта площадка.

Глядя на Юг в сторону Домбая простирается зеленая долина реки Большая Шоана.

А левее далеко внизу долина реки Кубань и село имени Коста Хетагурова, через которое мы ехали сюда. Великолепно, потрясающе!

Но.пора спускаться,

рассевшись в тени огромного дерева, мы устроили пикник и только опустошили наши ланч-боксы, как гид объявляет: А сейчас едем обедать, кто хочет шашлык? И смех и даже хохот раздается вокруг: да мы же только пообедали, да я не смогу съесть даже кусочка и я тоже, а я вообще сыта до утра! Но никогда не верьте туристам, находящимся на отдыхе, в горах, на свежем воздухе!

Вниз, почти до самого села мы спускались пешком, затраченная энергия вполне освободила место для потрясающего шашлыка из барашка, да под карачаевское холодное разливное пиво, которое мы предусмотрительно купили, да в кафе на берегу речушки!

Сорри за отсутствие подтверждающих фото, карачаи мясо едят руками-не могли же мы не есть его аналогично, посему технику пощадили. Вот только и успела снять чудо-печки!

Разомлевшие, подобревшие и расслабленные мы погрузились в наш раритет и дальше путь лежал к другому храму Сентинскому. Наверх мы так же поднялись на машине, тем более, что пока мы трапезничали, уже вечерело и погода испортилась. Но все же пришлось немного пройти пешком

по очень красивой местности: слева возвышалась скала,

справа-обрыв.

Сентинский храм, расположен на отроге горного хребта на левом берегу реки Теберды, в 18 км от Карачаевска в сторону Домбая. Он высится над аулом Нижняя Теберда (Сынты по-карачаевски).

Как и для других, аналогичных этой аланских святынь, для него характерна крестово-купольная архитектура. Храм представляет собой композицию в виде чистого креста.

Здание сложено из тщательно оттёсаных блоков и плит песчаника на известковом растворе. Техника кладки Сентинского храма отличается замечательной чистотой и прочностью.

Он прекрасно сохранился, не дав ни одной трещины. На стенах сохранились следы фресковой росписи, датированной XI веком и которые почему-то удалось снять-сплошное размытие кадра!((((Высота от пола до пяты купола 10 метров.

Сентинский храм считается одним из старейших христианских храмов на территории современной России. Он был возведен в X веке еще до Крещения Руси князем Владимиром. Археологи даже озвучили точную дату постройки апрель 967 года, благодаря обнаруженной надписи на греческом языке под одной из фресок. Ученые предполагают, что этот храм и широко известные зеленчукские храмы были построены на рубеже X XI веков во время расцвета Аланского царства на территории Северного Кавказа.

Храм и мавзолей рядом с ним построены на платформе, укреплённой каменной кладкой и повторяющей контуры скального отрога.

Кроме самого храма здесь же находится древняя гробница, также датируемая X веком это уникальная для Северного Кавказа постройка.

Так же внимание привлек замечательный каменный резервуар для сбора воды, вкопанный в землю. Поскольку храм находится высоко в горах, его служители собирали дождевую воду, стекавшую по специальным желобам с крыш в подземное хранилище.

Сегодня к большому сожалению Сентинский храм заброшен. На меня он произвел жуткое впечатление запущенности, все его древние стены обезображены нацарапанной мазней, оставленной современными с позволения сказать-туристами!

Как же может подняться рука, чтобы оставить свои инициалы на камнях древнейшего сооружения и все время возникал вопрос-ну почему же его не реставрируют, почему сейчас он никому не нужен, как не нужен и женский монастырь, который я обнаружила, пройдя за храм

и глядя вниз, на полянку.

Женский православный Спасо-Преображенский монастырь возвели близ храма (по разным источникам) в середине XVIII или во второй половине XIX века. Позднее, в годы советской власти, он был разрушен и заброшен. Говорят, что монахини даже реконструировали храм, правда, при этом несколько исказив его изначальную форму. Многочисленные постройки монастыря хорошо сохранились, но странно было видеть их, полуразрушенные, в обрамлении огромных цветущих кустов.

Я позвала всех полюбоваться видами на долину вдаль и монастырем, вечерело, все расселись на траве и затихли, тихо, как бы нехотя, переговариваясь.

У всей группы возникло одинаковое желание остаться здесь еще и сидеть, наслаждаясь свежим воздухом, тишиной,

тем более, что ужин в отеле отложили на более позднее время, да и уместен ли он вообще после шашлыка?

Не знаю, сколько мы так сидели, как вдруг за спиной мне послышался шелест травы, я вздрогнула и резко повернулась: Хожу, ищу вас, зову-зову, а вы вот где спрятались! Это опять наш водитель не дождавшись, пошел на поиски неугомонных туристов. Пришлось вставать, идти вниз и конечно же снимать и снимать виды храма на высокой горе.

В отель мы попали уже затемно и, встречающий нас повар не дал никому ускользнуть на свой этаж, приглашая на дегустацию его творений! И вы не поверите никто не отказался от ужина!

Домбай сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду Христианские храмы на скалах.