Сентябрь 2020 года побил все рекорды по числу аварий и смертельных случаев на дорогах Алтайского края. Только за одну неделю было зафиксировано 86 ДТП, 18 человек погибли. Под впечатлением этого безумия мы поговорили с главным госинспектором ГИБДД, полковником полиции Владиславом Перцевым. Получилось большое и откровенное интервью.
О чем говорит статистика
— Недавно вы выступили с обращением к гражданам, в котором привели данные о количестве смертей и ДТП на дорогах края. Вы сказали, что обычно в авариях виноват именно водитель. Это подтверждено статистикой?
— Да, такая статистика есть. Данные показывают, что более чем в 80% случаев виноваты в ДТП водители.
Обращение появилось с целью побудить граждан соблюдать правила дорожного движения. Особенно в период смены сезона. Ранние сумерки и дождливая погода снижают видимость и способствуют увеличению времени реакции на то или иное изменение в дорожной обстановке. Водителям нужно быть внимательнее при приближении и проезде пешеходных переходов.
Также мы обращаемся к пешеходам, просим их быть внимательными и контролировать дорожную ситуацию. Призываем использовать светоотражающие элементы в темное время суток.
— Но у нас в основном люди любят темную одежду.
— Не только у нас. Еще с 90-х годов во многих регионах России люди предпочитают не только одежду темных тонов, но и машины черного цвета. В сумерках сразу не разглядишь.
— И все-таки, чем грешат водители Алтайского края?
— В первую очередь — столкновениями из-за нарушения правил «выезд на полосу встречного движения». Здесь возникают самые тяжелые последствия.
Также из наиболее распространенных нарушений — проезд перекрестков, превышение скорости, нарушение правил проезда пешеходных переходов.
— О чем это говорит? Что водители плохо подготовлены или недисциплинированны?
— Подготовка водителей безусловно влияет на общую обстановку. На сайте ГИБДД опубликован список автошкол с процентным показателем, как будущие водители сдают экзамены. По этой статистике можно выбрать школу, где подготовка более эффективная.
ГАИ также ведет статистику ДТП с молодыми водителями (стаж управления до 2 лет). По сравнению с прошлым годом в этой группе зарегистрировано снижение аварийности.
На основании этих данных мы направляем письма в минобр Алтайского края с целью проведения дополнительных проверок в учебных заведениях, где обучались водители, которые имеют низкий процент сдачи итогового экзамена.
Также видим рост аварий с участием «молодых» водителей, которые садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения.
— Каков процент нарушений по вине алкоголя?
— За 9 месяцев этого года в крае выявлено 8 411 водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. Но их число сократилось на 5,3% по сравнению с прошлым годом. Количество ДТП с их участием тоже. В 2019-м эта цифра составляла более 8,8 тыс. человек.
Алкозамки нужно сначала испытать
— Не кажется ли вам, что карательные меры мягковаты? Водители их не боятся.
— В случаях с алкогольным опьянением — да, согласен. К таким нарушителям должны применяться более жесткие меры. Это могло бы повлиять на снижение аварийности. Сейчас предусмотрена уголовная ответственность за повторное управление в нетрезвом виде. Но даже это не останавливает.
— Недавно обсуждалось предложение приравнять вождение в пьяном виде к умышленному причинению тяжкого вреда. Насколько это может быть действенно?
— Это возымело бы эффект. И сейчас такое предложение рассматривается на уровне Правительства РФ. Наравне с предложением об ужесточении ответственности, где предусматривается изъятие автомобиля. После принятия измененного Кодекса об административных правонарушениях, возникнут совершенно другие санкции. Более жесткие.
— А принудительная установка алкозамков на автомобили, владельцы которых уже совершали пьяные наезды, может повлиять на сокращение аварий?
— Для начала надо понять, как работает это устройство. А производитель должен принять меры, чтобы «русские кулибины» не смогли обмануть механизм. Всем известно, что наши «специалисты» могут вносить такие изменения в конструкции, что даже производители удивляются.
В этом случае водители также начнут искать способы уйти от ответственности. Для начала устройство нужно испытать, посмотреть на результаты, а потом уже говорить об эффективности.
Навести порядок с ТО и ОСАГО
— Только ли человеческий фактор влияет на аварийность? Есть же еще неисправность транспортного средства, шероховатость дорог…
— Я считаю, что в первую очередь виноват все-таки человеческий фактор. Как только участники движения появляются на дороге, начинаются дорожные отношения по типам «водитель-водитель», «водитель-пешеход», «пешеход-пешеход». Если бы была культура общения и взаимное уважение на дороге, то случаев ДТП было бы в крае гораздо меньше.
— Как вы относитесь к тому, что государство дало разрешение непонятным компаниям проводить техосмотры? Случается так, что в автомобиль даже не заглядывают, просто подписывают бумагу и получают деньги.
— Это все видят: и законодатели, и ГИБДД. Поэтому вносятся соответствующие изменения в законодательные акты. Сейчас принимается решение обязать техоператоров вести фото- и видеофиксацию прохождения техосмотра.
Теперь при въезде и выезде транспортное средство будет фиксироваться, а данные вноситься в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
— Вы лично какую позицию занимаете? Отдать ТО в руки прогосударственным организациям или аккредитованным частным?
— Я считаю, что если аккредитованные организации не будут в конкурентной борьбе искать способы легкой наживы, то их можно допустить к этому процессу. Тем более за каждым техоператором теперь будет осуществляться более жесткий контроль.
Например, даже сейчас при фиксации нарушений и оформлении ДТП мы смотрим историю транспортного средства в страховой компании. В том числе диагностическую карту, где отражаются все неисправности.
Если факт недобросовестного отношения к техосмотру со стороны техоператора будет выявлен, мы отправляем информацию в союз автостраховщиков. Дальше они решают, как поступать с этой организацией.
— Как обстоят дела со статистикой нарушений, связанных с неисправностью ТС и отсутствием страховки? Часто водители считают, что заплатить штраф проще, чем оформить страховку.
— Сотрудники ГАИ выявили за этот год почти 29 тыс. таких нарушений в Алтайском крае.
За 9 месяцев зарегистрировано 38 ДТП, когда водители управляли транспортным средством с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация. Это всего 2% от общей массы ДТП, но по сравнению с прошлым годом показатель вырос.
Сейчас мы получаем на вооружение технические средства, с помощью которых можно провести проверку автомобиля. В каждом ДТП учитываем состояние транспорта, соответствовал ли он нормативным требованиям или нет.
У гладких дорог свои минусы
— Насколько существующая дорожная сеть соответствует безопасности дорожного движения? Достаточно ли регулируемых пешеходных переходов, островков безопасности и лежачих полицейских?
— Мы выявляем предочаговые или очаговые места аварийности и сообщаем владельцам автодорог. Они принимают меры: устанавливают искусственные дорожные неровности, ограждения, светофоры и дорожные знаки, пешеходные переходы.
— Вы считаете барнаульские дороги безопасными?
— Да. Все дороги приводятся в соответствие с нормативами. Учитываются небезопасные участки, по которым проводятся отдельные рабочие совещания под руководством минтранса. Мы с ними плотно сотрудничаем и принимаем меры, чтобы дороги были безопасными для граждан.
— Допустим, качество дорог в целом улучшается. Но не должна ли также формироваться ответственность водителей на новых дорогах? Ведь скорость автомобилей существенно увеличилась.
— Для этого мы и направляем предложения владельцам автодорог о снижении скоростного режима на аварийно-опасных участках. Это, как я уже говорил, обустройство искусственных неровностей, установка стационарных комплексов фото- и видеофиксации превышения скорости.
— Ваша позиция: в связи с улучшением качества дорог должен ли изменяться скоростной режим?
— Здесь много факторов играют свою роль. Во-первых, дороги, где проходит реконструкция, должны иметь не менее четырех полос и быть разделены, чтобы исключить выезд на "встречку".
Во-вторых, у нас густонаселенный город, поэтому необходимо наличие разноуровневых пешеходных переходов. Только при таких условиях можно говорить о повышении скоростного режима.
Далеко ходить не надо. На дорогах Новосибирска, где установлен скоростной режим 80 км/ч, везде расположены надземные или подземные пешеходные переходы либо есть светофорное регулирование.
Очаги аварийности
— Какие сейчас в Алтайском крае существуют очаги аварийности?
— За 9 месяцев зафиксировано три очага на федеральных автодорогах. Первый на Р-256 в Троицком районе (пересечение Троицк — Целинное). Еще два — на дороге А-322. Первый в Поспелихинском районе на пересечении с региональной дорогой Поспелиха — Курья — Третьяковка. Еще один — на пересечение дороги Змеиногорск — Рубцовск — Волчиха — Михайловское в Рубцовском районе.
Мыпредложили владельцам дорог организовать на этих участках круговое движение. Это необходимо для снижения скорости.
— Почему именно там? Все же, вроде бы, понятно, полосы расчерчены.
— В основном там преобладает нарушение правила очередности проезда перекрестка. Водитель пересекает федеральную автодорогу, где скорость движения гораздо выше, и не рассчитывает свои возможности и возможности транспортного средства.
Если помните, было такое ДТП в Топчихинском районе. Когда мужчина на «Ниве» пересекал федеральную трассу, не учел возможности и допустил столкновение с грузовиком. Тогда три человека погибли.
— В Барнауле есть подобные очаги?
— Безусловно. В городе 8 мест концентрации ДТП. Это пересечение улиц: Никитина и Горького, Павловский тракт и Солнечная Поляна, Молодежная и проспект Социалистический, Попова 226 и остановка Сухой Лог, Георгиева и Сухэ-Батора, проспект Калинина и Профинтерна, Матросова и Меланжевая, пр-т Ленина, 82.
О проколах и баллах
— Как вы считаете система штрафных санкций для водителей в советские годы была лучше? Три прокола и все…
— Конечно. Я считаю, что если бы существовала советская накопительная система баллов, то водители были бы более ответственными. Исчерпавшего лимит в 15 баллов или в три прокола просто лишали права управлять автомобилем, так как штрафы не были предусмотрены.
Также было бы верным решение, чтобы после лишения права нарушитель снова сдавал экзамен.
Новости Барнаула и Алтайского края читайте на altapress.ru
Посмотри, что мы еще пишем
В ВК: vk.com/altapress
В Facebook: facebook.com/altapress
В Instagram: instagram.com/altapress.ru