Здравствуйте, уважаемые читатели!
Великая Отечественная война закончилась. Фронтовики стали возвращаться домой, к своим семьям, трудящиеся Советского Союза неимоверными усилиями стали восстанавливать все разрушенное гитлеровцами на оккупированных территориях. Но не все горели желанием влиться в мирное русло.
В лесах Белоруссии, Украины, Прибалтики кишели банды дезертиров, мародеров, уголовников, гитлеровских пособников, националистов и прочих людей, которым не было легального места в мирной жизни Советского Союза.
Кто-то просто не успел удрать с отходившими немецкими войсками. Кто-то был оставлен специально разведками абвера и СС для проведения враждебной и диверсионной деятельности на освобожденной территории. Кто-то тешил себя надеждами, что немцы вернутся. И таких людей были тысячи. Вооруженных, отчаянных, жестоких, пылающих лютой ненавистью ко всему советскому. Весь этот сброд жил по уголовным правилам.
КГБ республики Беларусь: "В 1944–1953 годах в результате проведения чекистко-войсковых и оперативных мероприятий было ликвидировано 2138 банд, которые насчитывали свыше 30 тысяч человек."
Бандиты были хорошо организованны, многие из них прошли специальную диверсионную подготовку.
Из отчета о работе ЦК Коммунистической партии большевиков Белоруссии с июля 1944–го по июль 1946–го: «Бандитские формирования в первый год после изгнания немцев представляли собой крупные, хорошо вооруженные и экипированные воинские единицы, находившиеся под командой опытных конспираторов и офицеров. В ходе ликвидации банд... изъято у бандитов и в схронах 211 минометов, 195 противотанковых ружей, 3.587 пулеметов, 68.377 автоматов и винтовок, 2.979 пистолетов, 36.078 гранат и мин, 40 множительных аппаратов и 47 раций..."
Характерна история одного из гитлеровских пособников. Красноармеец Тимофей Остриков, уроженец белорусского села, летом 1941 года попал в немецкий плен. Из плена бежал, но не присоединился к партизанам и не стал пробиваться навстречу частям Красной армии. Вместо этого он направился на Гомельщину, в родную деревню Борщовка, где планировал укрыться до окончания войны.
Отсидеться не удалось. Остриков попал на заметку к местных полицаям и после недолгих уговоров поступил на службу в зондеркоманду СС. Участник спецопераций против партизан и мирного населения Остриков не захотел оставаться на территории Белоруссии и вместе с немцами бежал на территорию Третьего Рейха, а затем всеми правдами и неправдами оказался в Лондоне, прибился к белорусским националистам, где его заприметили и завербовали американские разведчики.
В январе 1952 года Остриков - курсант спецшколы ЦРУ. Он успешно обучается диверсионной деятельности, искусству конспирации, шифрованию, тайнописи, боевым единоборствам, иностранным языкам.
В августе 1952 года под кодовой кличкой "Карл" Остриков и четверо его подельников диверсантов забрасываются с самолета на территорию Белорусской ССР. Задачи: выйти на бандитское подполье, сплотить вокруг себя бандитов, совершать диверсионные действия, проводить антисоветскую пропаганду, т.е. подготовить площадку для сопротивления и приема руководящего состава диверсантов. Но уже через несколько дней "Карл" арестован на минском вокзале сотрудниками МГБ, а его подельники ликвидированы в месте сбора.
Остриков согласился сотрудничать с органами гос.безопасности. Вскоре советскими спецслужбами была организована радиоигра против американцев. ЦРУ забрасывает еще одного своего агента, профессионального шпиона и диверсанта Зорина, который должен был возглавить подполье. В месте встречи Зорин был арестован. При нем нашли крупную сумму советских денег, документы, печати, инструкции. А МГБ продолжало вести свою радиоигру, щедро снабжая американских "партнеров" "дезой".
"Карл" не был прощен за свои былые преступления против народа. Но его сотрудничество с органами явилось на суде смягчающим обстоятельством, освободившей его от "paccтpeльной статьи". 15 ноября 1955 года Острикова осудили на 25 лет лагерей, отсидел он 20 лет. Вышел на свободу, женился, устроился на работу.
Но в 1980 году Остриков вновь понадобился органам государственной безопасности СССР. Американские разведслужбы, под прикрытием своего посольства, активно искали для вербовки людей, недовольных советской властью. Какова же была их радость, когда на связь с посольским работником вышел их ценный сотрудник "Карл".
Американские разведчики не знали, что попали в капкан советской операции "Возмездие". С Остриковым встретился военный атташе посольства США Луис Томас. С собой он принес коробку конфет, в которой были спрятаны инструкции для "Карла" и схемы расположения тайника.
Атташе был арестован, а советские контрразведчики, благодаря информации из бумаг американца обнаружили контейнер, замаскированный под булыжник, в котором содержались шпионские приспособления и материалы.
Таким образом, Карлу не удалось связаться и сплотить вокруг себя бандитское подполье Белоруссии (к тому времени оно было практически ликвидировано МГБ), но с его помощью чекистам удалось обезвредить ряд американских разведчиков, раскрыть замыслы ЦРУ и вести с американцами свою игру, снабжающую их дезинформацией.
Написано по мотива воспоминаний генерала КГБ Беларуси в отставке Николая Гудени.