Державин - великий русский поэт эпохи Просвещения. И нет, "великий" в данном случае - не просто чудный эпитет.
Долгое время я не признавала творчество Державина. Он казался мне то до невозможности скучным, то слишком вычурным. Но однажды мне случайно довелось прочесть его оду "Бог".
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нарицаем — Бог!
Автор явно описывает, как кажется сперва, исключительно христианского Бога: "В Трех Лицах Божества!"
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, —
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Державин пишет не только о христианском боге , но одновременно и о существующем вне религий, т.е. философском Боге. И заметьте, не о Христе.
Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Мы все еще видим явный образ Бога христианского: "Создавый все единым словом".
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой – как нощь пред днем.
В этих двух строфах описывается подчиненность всего существующего Богу. Но давайте дальше.
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, – и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною:
А я перед Тобой – ничто.
Здесь начинаются самые интересные размышления Державина. Вполне религиозная мысль: "А я перед Тобой - ничто". Но правда ли он так считает? Идем дальше.
Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!
Державин говорит об аргументе существования Бога, выдвинутом Ансельмом Кентерберийским: если в моем разуме есть идея Бога, то Бог существует. И прекрасная развернутая метафора: "Себя во мне изображаешь, как солнце в малой капле вод". До чего точно сказано и при этом ярко!
Ты есть! – природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Именно здесь Державин опровергает мысль о человеке-черве, о его ничтожности: "Ты есть - и я уж не ничто!" Бог является не тюремным надзирателем за падшими грешниками. Существование Бога - аргумент в пользу человеческого разума. Человек, в отличие от средневековых воззрений, обладает уникальностью: "Поставлен, мнится мне, в почтенной средине естества я той..."
Чтобы статья не выдалась напрягающей из-за приличного объема аналитического материала, жмите сюда для продолжения