Человек в течение своей жизни проживает определённые моменты, которые можно назвать трагическими. Болезнь, несчастье или жизненный крах, когда почва уходит из под ног и человек не видит своего будущего, уготованного ему Судьбой.
Также и в жизни целых семей, поселений и родов есть такие трагические моменты.
Башкиры принадлежат к определенным родам или племенам, объедененные общим происхождением и живущие рядом длительное время в деревнях и поселениях.
Так, длительное время жители башкирского племени Бикатин проживали на территории нынешнего Каслинского района Челябинской области.
В сентябре 1957 года произошёл выброс радиоактивных веществ в атмосферу на атомном предприятии "Маяк" возле города Челябинск-40, ныне Озёрск.
Роза ветров отнесла радиоактивное облако в сторону поселений, где проживали представители рода Бикатин. Жители деревень Галикаево, Бердяниш, Сатлыково были расселены, скот забит, а сами постройки сравнены с землёй.
Трактора, которые участвовали в сносе домов, тоже были закопаны. Моя мама родилась весной 1957 года, ей было тогда всего полгода и она находилась в деревне Галикаево.
Деревня была в одну улицу и находилась возле озера Урускуль, которая была в форме овальной чаши с удобным заходом для купания. В деревне была даже своя мечеть и там жил свой мулла.
Через неделю после аварии жители деревень были посажены в грузовики и увезены в санаторий "Дальняя Дача" вблизи Кыштыма.
Первая мысль у переселенцев была, что опять началась война. Старики плакали, снимаясь с насиженных мест. Взрослые с тревогой смотрели в будущее, т.к. никакой внятной информации по происходящему не было.
В бараках Дальней Дачи они прожили до весны следующего года. Потом часть жителей с Галикаево перевезли в деревню Халитово Кунашакского района, там же были и Нигаматуллины. На новом месте они заново начали обустраивать свой быт и свою жизнь.
Сам город Озёрск оказался вне зоны загрязнения из-за того, что ветер унёс радиоактивное облако прочь от города. Пострадали ещё другие деревни, в течении нескольких лет они были ликвидированы, а их жители переселены.
Область загрязнения оказалась достаточно большой, часть осадков выпало на территории Свердловской и Тюменской областей. Эта территория образовала так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след, шириной до 10 километров, а длиной 300 километров.
Потом на этом месте создали Восточно-Уральский радиационный заповедник, а доступ к снесенным деревням был закрыт.
Через 60 лет после аварии, летом 2017 года, жители снесенной деревни Галикаево собрались на месте бывшей своей деревни возле озера Урускуль, в память о сломленных жизнях и закопанных домах.
Была добротно собранная сцена, где говорили разные речи, богатый стол на сто человек, по традиции зарезанный барашек.
Люди ходили по бывшей улице и искали места расположения своих закопанных домов. Иногда заросший травой фундамент и остатки печки в виде груды кирпича указывали на стоящие много лет назад здесь дома.
Но все-же висела в воздухе горечь и тоска по родным местам. И остались вопросы: за что и почему так произошло?
Почему нас лишили наших земель и наших жизней?
Также осталась возле разрушенной печки, где был дом моего деда, люлька моей матери.
Там, в далёком 1957 году, моя бабушка пела колыбельные песни моей новорождённой матери. Пела песни о будущей жизни, полной переездов и лишений. И о возвращении к своим истокам.
Что все мы в итоге возвращаемся обратно, к своей земле, к своим корням, сколько бы нас не носил по этой жизни ветер Судьбы.
Ps: люльку мы все-же так и не нашли, все таки 60 лет прошло.
Автор: Руслан
#история